В 30-х гг. XX столетия начало осуществляться всеобщее начальное образование аномальных детей, в том числе детей с недостатками слуха. Это с еще большей остротой выдвинуло проблему их дифференцированного обучения и способствовало привлечению внимания как к глухим детям со значительными остатками слуха, так и к детям, которые могут обучаться на слухозрительной основе. С середины 30-х годов начинает значительно увеличиваться количество классов и школ для слабослышащих детей. В начале 50-х годов по РСФСР их насчитывалось более 30.
Однако открытие школ для слабослышащих не делало их сразу в подлинном смысле школами, в которых осуществляется специальное, отвечающее особенностям развития этой категории аномальных детей обучение. Школьное обучение слабослышащих длительное время складывалось на интуитивно-эмпирической основе, учебный процесс строился в основном на базе процесса массовой школы с введением некоторых специфических элементов и разделов. Специфика учебного процесса в первых школах для слабослышащих вплоть до 50-х годов ограничивалась занятиями по коррекции произношения, чтению с губ и развитию слухового восприятия.
Для успешной и эффективной организации образовательного процесса в школе для слабослышащих было необходимо наличие ряда условий. Одним из важных условий являлось наличие такой психологической концепции, которая предоставила бы в распоряжение исследователей и практиков научно обоснованные выводы относительно наиболее фундаментальных категорий дефектологии. К ним относятся: понятие о сущности, структуре дефекта развития и его последствиях; о взаимодействии анализаторов, обеспечивающих формирование психических процессов и их функций; о роли речи и речевого общения в развитии личности; о компенсаторной основе коррекционно-педагогического воздействия в специально организованном процессе преодоления последствий аномалии. Необходимо было также иметь объективные данные по вопросу о роли биологических и социальных факторов в развитии личности.
Такая концепция была разработана отечественным психологом и дефектологом Л.С. Выготским и его школой. Исследования Л.С. Выготского, его учеников и последователей А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия – «показали, что такие высшие специфически человеческие психические функции, как логическое мышление, осмысленная память, целеполагающая воля, речь и т.д., не даны человеку в готовом виде от рождения и что они формируются у этого индивида прижизненно в результате усвоения им социального опыта, овладения им средствами коммуникации и духовного производства (прежде всего средствами языка), вырабатываемыми и культивируемыми обществом».
Важное значение, как для выявления сущности детских аномалий, так и для определения путей преодоления их последствий имело выдвижение А.Н. Леонтьевым категории деятельности как фактора развития ребенка. Особую актуальность при этом приобретало указание на активный характер деятельности по усвоению социального опыта, языка, продуктов материальной и духовной культуры.
Творчески применив учение Л.С. Выготского о сложной структуре развития аномальных детей, его ученица Р.М. Боскис провела ряд исследований особенностей развития детей с недостатками слуха, по-новому представила сущность аномалии этих детей и разработала научное обоснование их классификации. Для достижения цели нашей работы нам необходимо сделать ряд частных уточнений, которые помогут понять своеобразие психического развития слабослышащих, сущность этой аномалии, а следовательно, и возможные пути компенсации и коррекции в специально организованном обучении и воспитании.
Развитие психики слабослышащего ребенка протекает аномально, поскольку ребенок плохо слышит, то есть имеет физический недостаток, который привел к нарушению многих функций и сторон психики, определяющих ход и результаты развития личности ребенка: сформировались только зачатки речи, мышление почти не продвинулось в своем развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактному. Другие стороны психики в своем становлении у этого ребенка не испытывали решающего воздействия со стороны речи и отвлеченного мышления, которому они подвергаются в норме. В таком состоянии взаимодействие акустического анализатора с речедвигательным оказалось нарушенным, что помешало нормальному становлению речевых механизмов, вторично привело к недоразвитию речевой деятельности и продолжает препятствовать дальнейшему формированию речи.
В норме речь и мышление развиваются во взаимодействии и взаимовлиянии. Результативность этой связи зависит от уровня развития и степени совершенства каждой из этих психических функций. Поскольку дефект слуха наступил в раннем возрасте, то аномалия носит не узкочастичный, а целостно-системный характер. Слабослышащий ребенок принципиально отличается от глухого и слышащего в разных планах, поскольку у слабослышащего имеется не тотальное, а частичное нарушение деятельности одного из самых существенных анализаторов – слуха. По сравнению с глухим он иначе приспосабливается к своему дефекту, ищет другие пути компенсации главным образом за счет неполноценного слуха, а не зрения. По сравнению со слышащими у него имеется качественное своеобразие использования дефектного слуха как фактора развития речи. Речь слабослышащего оказывается не только недоразвитой, но еще искаженной. Так, наряду с бедностью словаря наблюдается усвоение слов в неправильном лексическом значении, наряду с недоразвитостью грамматической структуры – многообразные смешения категорий, неправильное понимание их значения, а, следовательно, неадекватное использование в своей речи.
Материалы по педагогике:
Отдельные эпизоды из жизни семьи
Первые годы – самые трудные. Оставшись в Сибири, бабушкины родители привыкли к ней и полюбили. Сразу после войны, конечно, было очень трудно и голодно. Жили в маленькой квартирке в доме барачного типа. Не было вторых оконных рам чтобы утеплиться на зиму. Дров им, приезжим, взять было негде. Всё лет ...
Воспитание нравственности и духовность
На мой взгляд духовность – это красота внутреннего мира человека1. Сегодня актуальной проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека2, можно предположить, основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит развивая в человеке художественные н ...
Контрольные нормативы по технической подготовке
Контрольные нормативы дают возможность получать количественные показатели, по которым можно судить о степени владения навыками приемов игры. Приводим перечень нормативов по основным приемам. 1. Точность второй передачи. 2. Точность передачи мяча через сетку в прыжке. 3. Передачи сверху у стены, сто ...