Организация двигательной деятельности учащихся на переменах является хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности в течение учебного дня, а переключение с учебной деятельности на двигательную, ещё и способствует повышению продуктивности работы на последующем занятии. Активный отдых учащихся на переменах может быть самым разнообразным. Однако практика показывает, что эффективность его оказывается выше, а учащиеся проводят перемены с большим интересом, если включаются подвижные игры, эстафеты, а так же физические упражнения в беге, прыжках, метаниях и т. п., проводимые по возможности в виде соревнований на быстроту, дальность, точность и т. п. Наибольшую оздоровительную ценность имеют перемены, во время которых дети пребывают на свежем воздухе, так как это способствует закаливанию организма ребёнка и укреплению его здоровья. Гидроизоляция подвала от грунтовых вод hydrosmole.ru.
Наиболее желательными играми на перемене являются игры малой и средней интенсивности, где будут допускаться перемена состава и быстро выявляться результаты. Однако опыт и специальные исследования показывают нецелесообразность проведения подвижных игр большой интенсивности, так как восстановление функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, эмоционального тонуса детей происходит не на перемене, а на последующем уроке. При этом первые 5-7 минут бывают малоэффективными для учебной работы. Дети отвлекаются на уроке так же, как и после пассивного отдыха на перемене.
Интересы и физические возможности мальчиков и девочек V-IX классов уже значительно различаются. Поэтому наряду с совместными рекомендуется проводить игры отдельно с мальчиками и девочками.
В тёплую и сухую погоду желательно проводить активный отдых на открытом воздухе, так как такие занятия будут удовлетворять до 10% суточных потребностей детей в движениях. Можно использовать игры с мячами, кеглями, обручами. При неблагоприятных условиях погоды игры и упражнения на удлиненных переменах должны проводиться в игровых комнатах, либо коридорах. Условия помещения определяют выбор игр и их организацию, поэтому нежелательно использовать игры с предметами (мячи, обручи и др.); причина - близость окон, недостаточная площадь.
Для успешного проведения физических упражнений и игр необходимо учитывать возрастные особенности детей и подростков. Так, для учащихся I-II классов используются групповые и простейшие командные подвижные игры. В III-IV классах проводятся командные игры и эстафеты, эффективными являются сюжетные игры. Важно помнить, что младшие школьники охотнее принимают участие в играх с небольшим количеством участников. При большом количестве занимающихся интерес к упражнениям и играм у детей быстро снижается. Поэтому для проведения игр на перемене следует выделить место для занятий каждому классу.
В организации подвижной перемены принимают участие все учителя, директор школы и его заместитель, а так же медицинские работники. Материал, который предлагается учащимся должен быть связан с программой по физической культуре. Поэтому при подготовке руководствуются соответствующим материалом комплексной программы физического воспитания учащихся и документами планирования (как правило, рабочими планами на четверть), разработанных учителем физической культуры для соответствующего класса или параллели классов.
Физические упражнения в план физкультурных мероприятий на большой перемене учитель включает по мере освоения их учащимися на уроках физкультуры. Игры, эстафеты и конкурсы могут по своему содержанию выходить за рамки школьной программы. Планирование содержания материала осуществляется понедельно. Содержание материала может быть дополнено включением в него широкого круга сходных с программой по направленности физических упражнений и игр. При этом следует принимать во внимание состав группы учащихся, возраст, подготовленность, заинтересованность в выполнении тех или иных заданий, время года. Следует соблюдать правильные нормы нарастания и снижения нагрузки во время подвижной перемены. Помимо основного плана обязательно составляют ещё 1-2 запасных варианта на случай ненастной погоды. Они должны включать материал, соответствующий по своему характеру условиям проведения подвижной перемены в помещении (спортивный зал, коридор, классная комната).
Материалы по педагогике:
Возникновение и развитие школьных музеев русской культуры в г. Кемерово
Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона о ...
Работа над текстом на старшей ступени обучения
Возможность развития устной речи на базе чтения никогда не вызывала сомнений. Многие современные зарубежные и советские методисты и преподаватели-практики рекомендуют и успешно используют чтение как средство обучения говорению на всех этапах и в разных условиях. Это особенно актуально сейчас в стар ...
Процесс глобализации сферы высшего образования
Глобализация сферы высшего образования стала дополнительным фактором усиления европейской интеграции. На значимость этого процесса указывает Болонская декларация, где говорится о «противостоянии вызовам нового тысячелетия» и об увеличении международной конкурентоспособности европейского образования ...