Школьная практика показывает, что проблема своевременного предупреждения забывания путем повторений является весьма важной и вместе с тем сложной задачей, требующей от учителя, прежде всего, значительной профессиональной подготовки.
Часто повторение пройденного сводится к стереотипному воспроизведению ранее изученного, не раскрываются новые связи этого материала с изучаемым, не делаются обобщения, не устанавливаются те идеи, которые лежат в основе темы или раздела программы и в основе курса в целом.
Несмотря на важность рациональной системы повторения, все еще в практике наблюдается много недостатков, являющихся подчас следствием неумения правильно организовать повторение; в результате этого повторение у этих учителей протекает методически непродуманно, а поэтому оно приносит мало пользы.
Эти недостатки в основном следующие:
К урокам повторения учителя готовятся редко, ошибочно считая, что уроки повторения не требуют особой подготовки, вследствие чего у этих учителей уроки повторения недостаточно продуманы и проводятся в методическом отношении неумело и однообразно.
Повторение организуется только в конце года. Это приводит к перегрузке учащихся, осмысливание и углубление материала заменяется часто механическим, стереотипным воспроизведением пройденного. Повторение приобретает характер «натаскивания».
Учителя не умеют выделить главное, существенное из учебного материала для повторения.
Неумело распределяется по времени материал для повторения и не устанавливается целесообразное соотношение между повторением прежнего и изучением нового материала.
При отборе материала для повторения не всегда учитываются:
степень значимости и степень связи повторяемого материала с вновь изучаемым;
степень трудности усвоения этого материала для учащихся;
необходимость расширения и углубления основных понятий курса математики, способствующих обобщению и систематизации знаний.
Отсутствует продуманная система вопросов и упражнений при повторении.
Бессистемность и эпизодичность повторения.
Недостаточное, а часто и неправильное использование наглядности.
Неумелое использование видов повторения, их сочетания и чередования.
Повторение используют для устранения многочисленных пробелов и для накопления оценок.
Недостаточно ясное представление учителя: на чем сосредоточить внимание учащихся, в каком порядке и когда целесообразно и эффективно проводить повторение.
Повторение проводится однообразно, одними и теми же методами и приемами, в одной и той же последовательности и в одних и тех же формах.
Отсутствует органическая связь между объяснением и повторением, резко разграничиваются они по времени.
Повторение сводится к запоминанию без достаточного понимания и осмысливания старого, что обычно кончается поверхностным усвоением учебного материала и непосильной перегрузкой памяти учащихся.
У некоторых учителей в повторении акт контроля подавляет момент обучения, в результате чего повторение у них превращается в бесконечный и малополезный диалог между учителем и учеником.
Повторение у части учителей сводится большей частью к «натаскиванию» при подготовке к экзаменам; упражнения на этих уроках носят натаскивающий к экзаменам характер, знания учащихся не обобщаются и не систематизируются.
Иногда повторение всецело сводится к различного рода упражнениям, которые не должны и не могут заменить систематическое повторение.
Такое повторение мало способствует совершенствованию знаний учащихся и развитию их познавательной способности. Оно ограничивает возможность проводить такие работы при повторении, как углубление и систематизация прежних знаний, группировка учебного материала вокруг основных идей курса и т. д.
Когда урок проводится шаблонным способом, неизменно по одному и тому же плану, в одних и тех же выражениях, то в сущности мы имеем механический процесс, весьма мало отличный от заучивания урока по книге, а роль учителя сводится к простому командованию.
Новый подход к уже известному (но быть может частично уже забытому) материалу сообщает повторению элемент новизны, делает его интересным, предотвращает скуку «повторительных» уроков, повышает внимание и интерес учащихся к повторению учебного материала.
Поэтому приемы и методы повторения, равно как и организационные формы, в которых осуществляется это повторение, весьма важны для достижения целей повторения.
Для устранения отмеченных недостатков в организации и методике проведения повторения требуется перед каждым уроком тщательно продумывать содержание и цели урока не только с теоретической, но и с методической стороны. В частности, необходимо, чтобы и повторение проводилось по стройной, глубоко методически обоснованной системе. Такое повторение достигается, конечно, не путем задания, а при помощи напряженной и тонкой классной работы.
Материалы по педагогике:
Постановка оперативных целей обучения и выбор источников
информации
Если проанализировать стратегические цели, стоящие перед высшей школой, – всестороннее развитие личности, гарантирующее готовность к профессиональной деятельности –, то реализация этих целей возможна лишь на пути усвоения студентами суммы знаний, умений и навыков, определенных учебными программами. ...
Роль игры в воспитании и обучении учащихся с нарушениями
интеллекта
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем инфо ...
Протокол оценки расписания уроков в классе
Биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 -12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Начиная с 12 ч. работоспособность учащихся понемногу пада ...