На занятиях по развитию речи особое место занимают беседы или рассказ воспитателя без показа. Это особый вид речевого занятия, в основном он построен на слушании, а это для ребенка не простая задача. Умение слушать надо развивать своевременно. Владея им, малыш легче осваивает новую форму общения со взрослым, новую форму познания. Учитывая сложность подобного занятия, важно особенно тщательно выбирать тему для рассказывания. Рассказы должны быть понятны и интересны детям, речь педагога эмоциональной и выразительной, чтобы привлекать внимание малышей. С детьми можно беседовать о том, что они видели на прогулке, об игрушках, прошедшем или предстоящем празднике и др. Доступны для понимания малышей рассказы и о том, что они непосредственно не наблюдали, но могут понять на основании своего прошлого опыта. Например, как нашли котенка: он громко мяукал, потому что замерз и хотел есть, как его напоили молоком, сделали постель, он согрелся и уснул.
Сложность рассказа по содержанию, построению зависит от уровня развития детей. Если рассказ предназначен для детей 2 — 2,5 лет, то надо подготовить его так, чтобы малышам было понятно содержание и они могли ответить на вопросы кто? что? где? куда? распространенными предложениями. Полезно использовать такие формы, как беседа, рассказ воспитателя, не только на занятии, но и во время самостоятельной деятельности детей. Это оказывает положительное влияние на формирование инициативной речи ребенка.
Показ инсценировок. Показ инсценировок — важное средство развития игры ребенка.
Показ инсценировок, планируемый на занятии, необходимо чередовать с дидактическими играми. Сюжет инсценировок прост: взаимосвязанные последовательные действия, определенные взаимоотношения героев. Цель такого показа — оказать определенное влияние на развитие активной речи малышей и сюжетной игры.
Занятия по развитию речи в младшей разновозрастной группе могут быть совместными однотемными. Общая тема занятия, однако, обязательно предполагает разный характер заданий: всем детям; детям определенного возраста (2,5 — 3 лет, 3,5 — 4,5 лет); индивидуальные.
Однотемные занятия необходимо сочетать с занятиями по возрастным подгруппам, а также с личными формами работы с детьми во внеучебное время.
Как часто следует проводить занятия? Исследования показали, что для разновозрастных групп с любой допустимой наполняемостью и с любым разумным комплектованием целесообразно одно занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим, художественной литературе в неделю.
Занятие проводится в утренние часы. Можно выделить следующие три типа занятий:
I. Однотемные занятия со всей группой. Занятия проводятся раз в неделю. Их продолжительность — не более 15 мин.
II. Занятия с возрастными подгруппами. На таких занятиях формируют речевые умения, важные именно для того или иного конкретного возраста. Средняя продолжительность занятия — 8 — 12 мин. Такие занятия проводятся 2 — 4 раза в месяц в удобное для воспитателя время и по его усмотрению.
III. Работа с детьми вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного материала: подвижные игры с текстами, хороводные игры, пастельно-печатные и дидактические игры, игры-драматизации и др. Игры проводятся с небольшим количеством детей (2 — 6) разного возраста в любое время дня (до завтрака, перед занятиями, перед прогулкой, на прогулке, после полдника и т. п.). Кроме того, детям читают небольшие по объему программные художественные произведения, новые и уже знакомые им.
Научить маленького ребенка ориентироваться в ближайшем окружении — важнейшая педагогическая задача. На третьем и четвертом году жизни младшего дошкольника учат различать и называть окружающие его предметы, объяснять их назначение; совершенствуют его умение сравнивать и группировать предметы по форме, цвету, величине. Новыми для четвертого года являются задачи обучения классификации предметов по материалу, назначению: освоения значений обобщающих слов (посуда, одежда, овощи, игрушки) и употребления этих слов в речи.
В младших группах проводят специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи. И в первой и во второй младших группах детей упражняют в правильном произношении всех гласных и согласных звуков, кроме шипящих и сонорных. Усложнение осуществляется за счет целенаправленного подбора речевого материала. С детьми 2,5 — 3 лет проводят упражнения на произношение более простых слов и фраз, содержащих нужный звук.
В разновозрастных группах сложнее всего реализовывать программу по ознакомлению детей с художественными произведениями, так как для каждой возрастной категории рекомендуется свой список литературы. Со многими русскими народными песенками целесообразно знакомить малышей как с хороводными играми или подвижными играми с текстами.
В системе планирования занятий наиболее уязвимое звено — работа с самыми маленькими детьми. Малыши 2 — 2,5 лет в силу возрастных особенностей не могут участвовать в совместных фронтальных занятиях. Вместе с тем у воспитателя нет времени провести все рекомендуемые для этого возраста занятия по развитию речи. Однако, как показали исследования, дети этого возраста не только не отстают в речевом развитии, но и опережают сверстников из одновозрастных групп. Причин несколько. В разновозрастных группах детей моложе 2,5 лет, как правило, бывает немного (от двух до пяти человек), и их опекает весь коллектив дошкольного учреждения. Малыши подражают речи и поведению старших по возрасту детей, наблюдая за их деятельностью и участвуя в совместных играх. С самыми маленькими воспитатель проводит подгрупповые и индивидуальные занятия. Им читают русские народные сказки и песенки, хорошо знакомые детям постарше: «Курочка-ряба», «Репка», «Наша Маша маленька» и др. Малыши — полноправные участники простейших подвижных игр с текстами («Курочка и цыплята» — по одноименному стихотворению В. Берестова), хороводных игр («Заинька, походи...» — по одноименной русской народной песенке), игр-драматизаций. Игры стимулируют инициативные высказывания детей, что очень важно для развития речи.
Материалы по педагогике:
Экспериментальная работа по формированию гуманных
взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Цель: изучить состояние работы по формированию гуманных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Задачи: выяснить представления детей о гуманных взаимоотношениях; определить уровень сформированности гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в ...
Административное устройство учебных заведений
Существует во Франции 3 основные модели административного устройства учебных заведений: модель школы, модель среднего учебного заведения и модель университета. Организация управления в частных учебных заведениях, а также высших учебных заведениях неуниверситетского сектора не сводится к определенно ...
Понимание педагогического артистизма в трудах отечественных
педагогов
"Артист" в широком смысле слова - это мастер своего дела, виртуоз, искусник. А артистизм - это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда уроки поднимаются на желанную духовную высоту. По В. Далю: "мастер - это особенно сведущ ...