Аксиология – название данного подхода происходит от слияния двух греческих слов: axios – ценный и logos – понятие, учение. Поэтому термин «аксиология» можно трактовать как теория ценностей. Аксиологический, или ценностный, подход в изучении педагогических явлений – основа методологии современной педагогики. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Она определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности.
Laser beam купить смотрите здесь. | tbs crossfire купить, tx v2Гуманизм – это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность – желаемой нормой отношений в обществе. Слово "гуманизм" имеет происхождение, от лат. humanus – "человечный". Основной характеристикой гуманизма при всех его изменениях в историческом развитии была и остается человечность, и при этом центральным моментом в ней выступают устремленность в будущее, к свободной реализации своих творческих потенциалов, вера в себя и возможность достижения "Я-идеального". Следует также отметить особый контекст, характеризующий гуманность личности, которая проявляется в качествах, связанных со способностями к сопереживанию, содействию, соучастию. Вот почему ключевой социально-педагогической установкой гуманизма является восхождение к личности.
Всем известна расхожая фраза о том, что педагог должен любить детей. Среди школьников есть и такие: неряшливые, недисциплинированные, безответственные, бестолковые, грубые, вредные, драчливые… Любить таких?! Еще часто говорят: «любить – значит принимать такими, какие есть». Не означает ли это потакать капризам и выходкам, заниматься попустительством? И при чем здесь воспитание? Что же, по Вашему мнению, означает любовь педагога к воспитанникам?
Воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка. Проявление любви – это условие чувства защищенности в этом мире, где ребенок так слаб и бесправен, так неопытен и несведущ. Любящий человек всегда чувствует свою ответственность за жизнь, здоровье, благополучие, успехи или неуспехи ближних. В любви к воспитаннику педагог чувствует себя ответственным за развитие духовно-нравственных потребностей ребенка. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений.
Любовь позволяет увидеть перспективу, открывает уникальные возможности человека, которого любишь. Принятие человека и его понимание есть непременные условия в выстраивании помогающих отношений, которые обеспечивают личностный рост воспитанников, улучшают их жизнедеятельность. Принятие можно объяснить как теплое отношение к человеку, который, безусловно, обладает ценностью, независимо от его состояния, поведения или чувств. Только когда учитель видит и понимает поступки и мысли ребенка так, как ребенок сам их видит и понимает, учитель принимает их, тем самым, усиливая личность своего воспитанника. Понимание и принятие учителем открывают возможность воспитаннику учиться понимать и принимать себя.
Таким образом, любовь педагога можно определить как деятельное участие в жизни воспитанника с целью усиления его личностных возможностей, знания, понимания и принятия его уникальности и необходимости, открытия и реализации его ценностной перспективы.
3. Изучите Конвенцию о правах ребенка. Напишите эссе (сочинение-размышление), ориентируясь на следующие вопросы:
Почему возникла необходимость принятия Конвенции ООН о правах ребенка?
Когда и кем была принята Конвенция?
Кто и как контролирует ее выполнение?
В чем ценность и значимость знания Конвенции для педагога?
Какие положения новы для нашего сознания?
Что лично Вас удивило или вызвало чувство сомнения в тексте Конвенции?
Почему школьники должны знать о содержании Конвенции?
Каковы, на Ваш взгляд, приоритетные направления деятельности педагогов для реализации положений Конвенции о правах ребенка?
До возникновения Конвенции о правах ребенка покинутые своими семьями, дети существовали лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства; они были лишены возможности посещать школу; большое количество детей умирали от болезней, которые поддаются лечению. Возник вопрос – как побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.
20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. После ратификации Конвенции двадцатью государствами, в том числе и нашей страной, она вступила в силу 2 сентября 1990 года и стала частью международного права для этих государств. В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.
Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Она утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов.
Конвенция – документ высочайшего педагогического значения, который призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и устранения авторитарного стиля общения взрослых и детей. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.
Некоторые положения Конвенции непривычны, новы для обыденного сознания, достойны специального обсуждения. Например, в ней впервые столь определенно зафиксировано право каждого ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, его затрагивающим. Воспринятое буквально, оно может побудить некоторых школьников к обыкновенной недисциплинированности, особенно если мал опыт цивилизованного, демократичного взаимоотношения их с педагогами. Нужно помнить: права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека. Следовательно, желая высказать порою критическое суждение в адрес преподавателя, руководителя учебного заведения (так же как и сверстника), учащийся должен учитывать право этих людей на уважительное, корректное отношение к ним. Полезно почаще вспоминать как о своем достоинстве, так и о достоинстве окружающих. Каждый человек имеет право на уважение его достоинства.
Устранение низкой правовой культуры, попрание прав и свобод человека требует от образовательных учреждений активных действий по утверждению законности, утверждению прав и свобод человека, гражданина. Образование, направленное на осознание того, что такое права человека, демократия, ответственность, толерантность, а, следовательно, взаимопонимание и мир становится жизненно важной потребностью. Становление правового государства в нашей стране в значительной степени зависит от гражданско-правового образования, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. Овладение основами культуры прав человека должно рассматриваться как важнейший содержательный компонент образования.
Но воспитательные задачи нельзя решить только запоминанием тех или иных моральных понятий. Нравственные привычки укрепляются в деятельности, и в школе нужна специальная работа по воспитанию привычки поведения, выполнению положений, изложенных в статьях Конвенции о правах ребенка. Важными средствами такой деятельности являются процесс обучения, трудовая деятельность, игра, поручения. Одна из задач школы – научить детей и подростков умению отстаивать свои права. Для этого, прежде всего, необходимо воспитывать в детях чувство собственного достоинства, основанное на знании своих прав и обязанностей, и вызывающее цивилизованное противодействие нарушению этих прав.
Жизнь нашего общества, в том числе и детей, далеко не всегда соответствует нравственно-правовым нормам Конвенции. Часто в жизни дети сталкиваются с несправедливостью, неуважением к личности, жестокостью, нарушением законов, преступностью. Это может вызвать разочарование у детей, неверие в возможности утверждения норм правовой жизни. Учителям, родителям следует объяснить, что Конвенция – это не только правовые нормы, модель справедливого общества, но и цель общества и каждого человека. Чтобы содержание этого прекрасного документа не осталось добрым пожеланием, нужно всем государствам, ее подписавшим, всем людям-политикам, ученым, рабочим, крестьянам, учителям, врачам, родителям, каждому взрослому и ребенку приложить усилия по реализации идей Конвенции. От усилий каждого взрослого, каждого ребенка зависит, будут ли люди жить в мире и согласии, уважая друг друга. Семья, школа, общество должны помочь им сформировать гражданскую позицию и первый опыт для активной гражданской деятельности в будущем.
4. Прочитайте материалы о гуманистических воспитательных системах (ВС) личностной направленности. Заполните таблицу
Название ВС, автор (последователи) |
Где и когда была реализована, целевые ориентации |
Положения, выражающие отношение к ребенку |
Организационные основы |
Первый кадетский корпус – И.И.Бецкой |
Россия.1732 год. Санкт-Петербург. Служить «рассадником великих русских людей.» |
Принуждение к учебным занятиям заменялось убеждением. С воспитанниками»обходиться со всякою тихостью и учтивостью, кои должны быть неразлучны с воспитанием» |
Деление воспитанников на пять возрастов с 5до 20 лет. Нормативно-правовой документ, устанавливающий организационные основы: Устав императорского шляхетского сухопутного корпуса…» |
Гуманистические воспитательные системы сельских школ – С.А.Рачинский |
Вторая половина 19 века. Россия. Церковно-приходские школы.: развитие умственных сил ребенка, развитие его воли, гармоническое развитие душевных сил ребенка. |
Видеть в ребенке друга |
Создание самоуправления в форме советов школ |
Школа Саммерхилл – Александр Нейл |
1921 год Англия. Лейстон, графство Суффолк. Вначале перевоспитание и ресоциализация детей |
Приспособление школы к ребенку, а не ребенка к школе. Свобода и саморегуляция в поступках детей |
Школа-интернат Деление на возрастные группы. Самоуправление школьников. |
Детские дома – Януш Корчак (Генрик Гольдшмит) |
Дом Сирот(1912) Наш Дом(19119) Варшава. Польша. Акцент сделан на счастливое радостное детство в формировании личности. |
Уважение к личности ребенка, доверие к нему. |
Детское самоуправление: товарищеский суд, действующий на основании Кодекса, Судебный совет, Совет самоуправления. Высший орган - Сейм. Плебисцит: доброжелательный и недоброжелательный |
Вальдорфская педагогика – Штейнер Рудольф |
Германия. Штутгарт 1919 год. Идеи греческого философа Платона о Добре, Красоте и Правде. |
В каждом ребенке…увидеть вопрос, ту божественную загадку, которую воспитатель благодаря искусству воспитания, проникнутого любовью, должен решать до тех пор, пока этот ребенок не найдет сам себя |
Учительские конференции, коллегии преподавателей, педагогические совещания. |
«Справедливое сообщество» - Л. Кольберг |
70-80-е годы 20 века. США. Нравственное воспитание детей. |
Равенство детей и взрослых |
Объединения педагогов и учащихся, общие собрания, комитет справедливости. |
Гуманистическая педагогика – В.А.Сухомлинский |
Вторая половина 20 века. СССР Павлышская СШ Кировоградской области Сердечность, теплота, доброжелательность. |
Видеть в своем ученике живого человека |
Самоуправление, общий совет. |
Материалы по педагогике:
Урок теоретического обучения
Тема: Техническое обслуживание и текущий ремонт кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов Форма: Учебное занятие Тип урока: Изучение нового учебного материала Вид урока: Лекция 1. Дидактическая цель: Учащиеся должны ознакомиться с устройством и принципом работы кривошипно-шатунного и ...
Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе
обучения иностранному языку
Работа педагога – это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда престижность профессии падает, все особенно усложняется. В сфере искусства круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к ...
Педагогические условия формирования образа человека у детей
6-7 лет в процессе рисования
человек образ формирование дошкольник Для формирования образа человека в рисунках детей 6-7 лет нами был проведён формирующий эксперимент. Цель данного эксперимента формирование образа человека в рисунках детей 6-7 лет. Задачи: 1) Сформировать знания, представления детей о человеке. 2) Развить умен ...