BriefEducation
Образование: теория и практика » Основы педагогического общения и деятельности классного руководителя

Основы педагогического общения и деятельности классного руководителя

Аксиология – название данного подхода происходит от слияния двух греческих слов: axios – ценный и logos – понятие, учение. Поэтому термин «аксиология» можно трактовать как теория ценностей. Аксиологический, или ценностный, подход в изучении педагогических явлений – основа методологии современной педагогики. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Она определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности.

Laser beam купить смотрите здесь. | tbs crossfire купить, tx v2

Гуманизм – это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность – желаемой нормой отношений в обществе. Слово "гуманизм" имеет происхождение, от лат. humanus – "человечный". Основной характеристикой гуманизма при всех его изменениях в историческом развитии была и остается человечность, и при этом центральным моментом в ней выступают устремленность в будущее, к свободной реализации своих творческих потенциалов, вера в себя и возможность достижения "Я-идеального". Следует также отметить особый контекст, характеризующий гуманность личности, которая проявляется в качествах, связанных со способностями к сопереживанию, содействию, соучастию. Вот почему ключевой социально-педагогической установкой гуманизма является восхождение к личности.

Всем известна расхожая фраза о том, что педагог должен любить детей. Среди школьников есть и такие: неряшливые, недисциплинированные, безответственные, бестолковые, грубые, вредные, драчливые… Любить таких?! Еще часто говорят: «любить – значит принимать такими, какие есть». Не означает ли это потакать капризам и выходкам, заниматься попустительством? И при чем здесь воспитание? Что же, по Вашему мнению, означает любовь педагога к воспитанникам?

Воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка. Проявление любви – это условие чувства защищенности в этом мире, где ребенок так слаб и бесправен, так неопытен и несведущ. Любящий человек всегда чувствует свою ответственность за жизнь, здоровье, благополучие, успехи или неуспехи ближних. В любви к воспитаннику педагог чувствует себя ответственным за развитие духовно-нравственных потребностей ребенка. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений.

Любовь позволяет увидеть перспективу, открывает уникальные возможности человека, которого любишь. Принятие человека и его понимание есть непременные условия в выстраивании помогающих отношений, которые обеспечивают личностный рост воспитанников, улучшают их жизнедеятельность. Принятие можно объяснить как теплое отношение к человеку, который, безусловно, обладает ценностью, независимо от его состояния, поведения или чувств. Только когда учитель видит и понимает поступки и мысли ребенка так, как ребенок сам их видит и понимает, учитель принимает их, тем самым, усиливая личность своего воспитанника. Понимание и принятие учителем открывают возможность воспитаннику учиться понимать и принимать себя.

Таким образом, любовь педагога можно определить как деятельное участие в жизни воспитанника с целью усиления его личностных возможностей, знания, понимания и принятия его уникальности и необходимости, открытия и реализации его ценностной перспективы.

3. Изучите Конвенцию о правах ребенка. Напишите эссе (сочинение-размышление), ориентируясь на следующие вопросы:

Почему возникла необходимость принятия Конвенции ООН о правах ребенка?

Когда и кем была принята Конвенция?

Кто и как контролирует ее выполнение?

В чем ценность и значимость знания Конвенции для педагога?

Какие положения новы для нашего сознания?

Что лично Вас удивило или вызвало чувство сомнения в тексте Конвенции?

Почему школьники должны знать о содержании Конвенции?

Каковы, на Ваш взгляд, приоритетные направления деятельности педагогов для реализации положений Конвенции о правах ребенка?

До возникновения Конвенции о правах ребенка покинутые своими семьями, дети существовали лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства; они были лишены возможности посещать школу; большое количество детей умирали от болезней, которые поддаются лечению. Возник вопрос – как побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. После ратификации Конвенции двадцатью государствами, в том числе и нашей страной, она вступила в силу 2 сентября 1990 года и стала частью международного права для этих государств. В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Она утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов.

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения, который призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и устранения авторитарного стиля общения взрослых и детей. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Некоторые положения Конвенции непривычны, новы для обыденного сознания, достойны специального обсуждения. Например, в ней впервые столь определенно зафиксировано право каждого ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, его затрагивающим. Воспринятое буквально, оно может побудить некоторых школьников к обыкновенной недисциплинированности, особенно если мал опыт цивилизованного, демократичного взаимоотношения их с педагогами. Нужно помнить: права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека. Следовательно, желая высказать порою критическое суждение в адрес преподавателя, руководителя учебного заведения (так же как и сверстника), учащийся должен учитывать право этих людей на уважительное, корректное отношение к ним. Полезно почаще вспоминать как о своем достоинстве, так и о достоинстве окружающих. Каждый человек имеет право на уважение его достоинства.

Устранение низкой правовой культуры, попрание прав и свобод человека требует от образовательных учреждений активных действий по утверждению законности, утверждению прав и свобод человека, гражданина. Образование, направленное на осознание того, что такое права человека, демократия, ответственность, толерантность, а, следовательно, взаимопонимание и мир становится жизненно важной потребностью. Становление правового государства в нашей стране в значительной степени зависит от гражданско-правового образования, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. Овладение основами культуры прав человека должно рассматриваться как важнейший содержательный компонент образования.

Но воспитательные задачи нельзя решить только запоминанием тех или иных моральных понятий. Нравственные привычки укрепляются в деятельности, и в школе нужна специальная работа по воспитанию привычки поведения, выполнению положений, изложенных в статьях Конвенции о правах ребенка. Важными средствами такой деятельности являются процесс обучения, трудовая деятельность, игра, поручения. Одна из задач школы – научить детей и подростков умению отстаивать свои права. Для этого, прежде всего, необходимо воспитывать в детях чувство собственного достоинства, основанное на знании своих прав и обязанностей, и вызывающее цивилизованное противодействие нарушению этих прав.

Жизнь нашего общества, в том числе и детей, далеко не всегда соответствует нравственно-правовым нормам Конвенции. Часто в жизни дети сталкиваются с несправедливостью, неуважением к личности, жестокостью, нарушением законов, преступностью. Это может вызвать разочарование у детей, неверие в возможности утверждения норм правовой жизни. Учителям, родителям следует объяснить, что Конвенция – это не только правовые нормы, модель справедливого общества, но и цель общества и каждого человека. Чтобы содержание этого прекрасного документа не осталось добрым пожеланием, нужно всем государствам, ее подписавшим, всем людям-политикам, ученым, рабочим, крестьянам, учителям, врачам, родителям, каждому взрослому и ребенку приложить усилия по реализации идей Конвенции. От усилий каждого взрослого, каждого ребенка зависит, будут ли люди жить в мире и согласии, уважая друг друга. Семья, школа, общество должны помочь им сформировать гражданскую позицию и первый опыт для активной гражданской деятельности в будущем.

4. Прочитайте материалы о гуманистических воспитательных системах (ВС) личностной направленности. Заполните таблицу

Название ВС, автор (последователи)

Где и когда была реализована, целевые ориентации

Положения, выражающие отношение к ребенку

Организационные основы

Первый кадетский корпус – И.И.Бецкой

Россия.1732 год. Санкт-Петербург. Служить «рассадником великих русских людей.»

Принуждение к учебным занятиям заменялось убеждением. С воспитанниками»обходиться со всякою тихостью и учтивостью, кои должны быть неразлучны с воспитанием»

Деление воспитанников на пять возрастов с 5до 20 лет. Нормативно-правовой документ, устанавливающий организационные основы: Устав императорского шляхетского сухопутного корпуса…»

Гуманистические воспитательные системы сельских школ – С.А.Рачинский

Вторая половина 19 века. Россия. Церковно-приходские школы.: развитие умственных сил ребенка, развитие его воли, гармоническое развитие душевных сил ребенка.

Видеть в ребенке друга

Создание самоуправления в форме советов школ

Школа Саммерхилл – Александр Нейл

1921 год Англия. Лейстон, графство Суффолк. Вначале перевоспитание и ресоциализация детей

Приспособление школы к ребенку, а не ребенка к школе. Свобода и саморегуляция в поступках детей

Школа-интернат Деление на возрастные группы. Самоуправление школьников.

Детские дома – Януш Корчак (Генрик Гольдшмит)

Дом Сирот(1912) Наш Дом(19119) Варшава. Польша. Акцент сделан на счастливое радостное детство в формировании личности.

Уважение к личности ребенка, доверие к нему.

Детское самоуправление: товарищеский суд, действующий на основании Кодекса, Судебный совет, Совет самоуправления. Высший орган - Сейм. Плебисцит: доброжелательный и недоброжелательный

Вальдорфская педагогика – Штейнер Рудольф

Германия. Штутгарт 1919 год. Идеи греческого философа Платона о Добре, Красоте и Правде.

В каждом ребенке…увидеть вопрос, ту божественную загадку, которую воспитатель благодаря искусству воспитания, проникнутого любовью, должен решать до тех пор, пока этот ребенок не найдет сам себя

Учительские конференции, коллегии преподавателей, педагогические совещания.

«Справедливое сообщество» - Л. Кольберг

70-80-е годы 20 века. США. Нравственное воспитание детей.

Равенство детей и взрослых

Объединения педагогов и учащихся, общие собрания, комитет справедливости.

Гуманистическая педагогика – В.А.Сухомлинский

Вторая половина 20 века. СССР Павлышская СШ Кировоградской области Сердечность, теплота, доброжелательность.

Видеть в своем ученике живого человека

Самоуправление, общий совет.

Материалы по педагогике:

Урок теоретического обучения
Тема: Техническое обслуживание и текущий ремонт кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов Форма: Учебное занятие Тип урока: Изучение нового учебного материала Вид урока: Лекция 1. Дидактическая цель: Учащиеся должны ознакомиться с устройством и принципом работы кривошипно-шатунного и ...

Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе обучения иностранному языку
Работа педагога – это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда престижность профессии падает, все особенно усложняется. В сфере искусства круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к ...

Педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования
человек образ формирование дошкольник Для формирования образа человека в рисунках детей 6-7 лет нами был проведён формирующий эксперимент. Цель данного эксперимента формирование образа человека в рисунках детей 6-7 лет. Задачи: 1) Сформировать знания, представления детей о человеке. 2) Развить умен ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru