BriefEducation
Образование: теория и практика » Основы педагогического общения и деятельности классного руководителя » Содержание воспитания. Приоритетные стратегии воспитания

Содержание воспитания. Приоритетные стратегии воспитания

Страница 1

1. Раскройте сущность понятия «содержание воспитания»

Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке: знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, способности, навыки, умения, привычки поведения. Предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Напомним, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру. Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию.

2. Охарактеризуйте современные подходы к воспитанию (не забудьте указать авторов) и рассмотрите, каким образом они отражаются в содержании воспитания

Личностный – понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Гуманистический – в центре внимания – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике.

Ценностный – предложенный известным исследователем и знаменитым директором школы №825 г. Москвы Владимиром Абрамовичем Караковским. Суть данного подхода состоит в том, что формирование внутренних структур (социально ценных свойств и качеств личности) происходит благодаря усвоению внешних структур – социокультурных общечеловеческих ценностей, а воспитание есть процесс и результат интериоризации культурных общечеловеческих ценностей.

Культурологический – в современной отечественной теории педагогики при определении цели воспитания вводится понятие “культура”. В переводе с латинского cultura – возделывание. Культурологический подход к определению содержания воспитания представлен в работах Н.Е. Щурковой. Воспитание, по ее мнению, есть введение ребенка в контекст современной культуры посредством последовательного овладения всеми основными достижениями мировой культуры: материальные средства, среда обитания, способности человека, взаимоотношения, отношение к самому себе.

Деятельностный – воспитание есть организация деятельности ребенка как способа его жизни в социальном структурированном пространстве в контексте современной культуры. Отношение к миру принимает материализованные формы и реализуется детьми в их повседневных действиях и поступках. Разнообразие видов деятельности способствует развитию личности, формированию новообразований культурного плана. Содержание деятельности определяется ее центральным объектом, который призван выявить и раскрыть для детей одну из наивысших ценностей жизни. Деятельность становится активной формой выражения отношения, если: субъект осознает личностную значимость того, что он “здесь и сейчас” производит; педагогически организованная деятельность имеет созидательный характер.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Понятие личностно-ориентированного обучения
Выше мы так или иначе давали характеристику особенностей личностно-ориентированного обучения. В настоящей части работы эти характеристики собраны воедино и для четкого обозначения его специфики изложены в тезисной форме. 1. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во г ...

Зарплата для семьи
Маленький процент разводов в дореволюционной аграрной России объясняется тем, что крестьяне, составлявшие 95% населения, жили своим натуральным единоличным хозяйством. Жена не могла уйти от мужа, не расставшись с этим единственным источником средств к существованию. Муж не мог бросить жену с детьми ...

Понятие текстовой задачи и ее роли в курсе математики
Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся. Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой за ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru