Поупражняйте ребенка в образовании прилагательных. Спросите его: "Как называется шапка, сделанная из металла (железа и др. материала?)" - железная.
Обратите внимание, правильно ли ребенок согласовывает слова. Это задание можно несколько изменить.
Положите перед ребенком несколько предметов (например, кочерга, чугун, лапти…) и предложите ему сначала определить, из чего они сделаны, а затем образовать прилагательные: "железная", "глиняный", "берестяные".
Приучайте его правильно называть и употреблять наречия. Предложите ему ответить на вопросы: "Как Хаврошечка выполняет работу по дому? (чисто, быстро, аккуратно); как смотрит конь, на котором сидит Илья Муромец? (косо).
Дети очень любят "играть" со словами, образовывать новые. Это надо использовать в заданиях, которые вы даете ребенку.
Например, у Василисы Прекрасной голубые глаза. Как можно сказать о человеке, у которого голубые глаза? (Голубоглазая).
У лошади богатыря длинная шерсть. Иначе как о нем можно сказать? (Длинношерстный).
У коня белая грива (Белогривый конь).
Сначала дайте образец образования таких слов, а затем предложите это сделать ребенку самостоятельно: длинные волосы - длинноволосая, седые волосы - седоволосый.
Упражнение на правильность называния и употребления наречий. Предложить ответить на вопросы:
"Как Емеля отвечал вельможе, когда тот звал его поехать к царю?"
("Мне и тут тепло". "А мне неохота").
"Когда проснулся Емеля с Марьей-царевной в бочке?"
("Долго ли, коротко ли - проснулся Емеля")
"Как было им в бочке?"
("Темно, тесно, скучно, тошно").
Описать одежду героев сказки (иллюстрации).
Предложить подобрать к словам из сказки синонимы:
воротятся - (вернутся) …
изловчился - (ухватился) …
взмолилась - (попросила)
ступайте - (идите) …
колоть - (рубить) …
отворяйте - (открывайте)
колотить (дубинкой) - (бить, стукать, ударять)
Предложить изменить слова, подобрав к ним родственные или однокоренные:
диво - дивиться - не надивиться;
дурак - дурень;
дрова - дровишки;
печь - печка;
окно - окошко - окошечко.
Называть по-другому:
дворец - (дом, избушка);
царство - (государство);
старик - (отец).
Все задания, которые выполняют дети, не должны пройти бесследно. Новые слова, эпитеты, сравнения дети включают в свою речь, используют их при пересказе сказок, рассказов
Речь человека возникает в раннем детстве и проходит сложный путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка - обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения. На протяжении всей жизни происходит совершенствование речи, количественный рост словаря и овладение значениями слов.
В выпускной квалификационной работе мы проследили и проанализировали закономерности освоения значения слова ребенком и особенности толкования устаревших слов детьми.
Из анализа научных трудов известных психолингвистов можно сделать вывод, что компоненты языка усваиваются детьми постепенно в ходе речевой практики на основе орудийных действий и предметов деятельности.
Материалы по педагогике:
Правила проведения родительского собрания
Начало разговора. Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали, то есть в принципе послушали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направленно большинство используемых приемов. Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффективным и четким ...
Контроль качества работы профессорско-преподавательского состава
Особое место в управлении качеством работы занимает контроль качества преподавательской деятельности. Именно контроль как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеко ...
Диагностика воспитанности
1. Охарактеризуйте выделенные в теории педагогики критерии и показатели воспитанности: внешние – связаны с проявлением результатов воспитания во внешней форме, – суждениях, оценках, поступках, действиях личности; внутренние – связаны с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, – мотивами, убеждениям ...