75% родителей считают, что закреплению значений устаревших слов способствуют повторное чтение художественных произведений и просмотр мульт. - и видеофильмов и только 25% считают полезным в этом плане посещение с детьми театров и музеев;
огорчает тот факт, что родители недооценивают важную роль наглядности (иллюстраций, картин) для объяснения ребенку устаревшего слова и его закрепления в пассивном детском словаре, и роль драматизации сюжетов сказок и заучивания стихотворений;
10% родителей считают, что ребенок сам без помощи взрослого в контексте произведения может понять смысл слов;
40% родителей сами не знают значения таких часто встречающихся слов, как полба, толоконный лоб, колчан, холсты; не знают, в каких произведениях встречаются устаревшие слова, а при чтении книги они объясняют ребенку значение такого слова только тогда, когда он спросит их об этом.
Таким образом, мы выяснили, что родители мало используют различные методы, приемы и пути для ознакомления детей с устаревшей лексикой по той причине, что они не знают возрастных особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их взаимосвязи с развитием психологических процессов, не знают о роли наглядности, заучивания наизусть, драматизации отрывков произведений, а используют на практике в основном устное объяснение слов, причем часто неточное, неправильное, не прибегают к помощи толкового словаря, сноскам внизу текста, часто не обращают, внимание детей на устаревшие слова при чтении или объясняют их только тогда, когда об этом попросит их ребенок.
На основании анализа пришли к выводу, что причиной подобного толкования устаревших слов детьми является неправильная и несвоевременная помощь в этом вопросе со стороны родителей. Поэтому для решения этой проблемы необходимо взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Цель этого взаимодействия - объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы, сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, понять устаревшую лексику, которой необходимо пополнить пассивные словарь ребенка. Для этих целей и разработаны в 4 главе методические рекомендации.
Анкетирование педагогов
Цель исследования: выяснить, какие пути и средства используют для объяснения устаревшей лексики педагоги ДОУ в своей практике.
Контингент: для реализации поставленной задачи мы провели анкетирование 10 воспитателей.
Подготовка к анкетированию
Вопросы для анкеты использовали те же, что и для родителей.
Проведение исследования
Воспитателям предложили ответить на вопросы анкеты, результаты проанализировали и сделали соответствующие выводы.
Результаты анкетирования педагогов
Проанализировав результаты анкетирования педагогов, мы констатировали следующее:
80% педагогов знают, как объяснить то или иное устаревшее слово, при этом 20% - незнание и несвоевременное объяснение ребенку данного типа слов объясняют тем, что не имеют на группе толкового словаря;
при знакомстве с устаревшими словами и закреплению их в словаре все педагоги (100%) используют в этих целях повторное чтение произведения, драматизацию отрывков, прослушивание произведений на аудиоплейере, посещение театров, музеев, просмотр видеофильмов;
при объяснении значения слов 80% педагогов используют соответствующие иллюстрации, картинки, картины;
40% педагогов используют в своей работе интересные приемы и методы по работе над устарелым словом:
при отгадывании загадок предлагают детям подумать, как то или иное современное слово в старину называлось;
используют пословицы, поговорки для заучивания;
разгадывают ребусы и кроссворды;
придумывают сказки и небылицы с устаревшими словами;
украшают картинами художника В. М Васнецова группу.
Таким образом, многие воспитатели ДОУ оказались наиболее компетентными в вопросах объяснения и закрепления устаревших слов, это, очевидно можно объяснить тем, что в работе они используют методику работы над словом, применяют ее же и к устаревшим словам.
Материалы по педагогике:
Критерии оценки качества работы преподавателей
Основными принципами при оценке качества работы являются открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к преподавателю. Нормативной основой для оценки качества работы преподавателя являются квалификационные требования к должностям профессорско-препо ...
Урок математики в подготовительном классе
Структура урока математики в подготовительном классе соответствует особенностям мышления и памяти шестилетних детей: Коллективная работа учителя с классом, когда в ходе игровой деятельности выполняются задания зоны актуального развития, готовящие детей к открытию нового материала (до 10 мин.) Физку ...
Правила проведения родительского собрания
Начало разговора. Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали, то есть в принципе послушали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направленно большинство используемых приемов. Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффективным и четким ...