BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Связь речи и мышления

Связь речи и мышления

Страница 2

Дети начинают лучше использовать понятия и оперировать ими в уме. Высших форм своего развития логическое мышление достигает в старшем дошкольном возрасте.

С физиологической точки зрения слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители. Усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним и образом объекта реального мира. Эти связи образуются в коре головного мозга по законам, открытым И.П. Павловым.

Слово только тогда становится заменителем реального предмета, когда в его основе есть реальные представления. Бывает, что, запомнив слово, ребенок не всегда соотносит его с действительностью. В этом случае нарушается связь между первой и второй сигнальными системами, и искажаются его представления об окружающем мире. Физиологическая сущность слова, так же, как и его лингвистические характеристики, обуславливают такой принцип в обучении языку и речи, как наглядность.

С психологической точки зрения значение есть обобщение, выражающее понятие. Значение слова есть "единство обобщения и общения, коммуникации и мышления". "Обобщение и значение слова суть синонимы". Именно в значении слова "завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением".

По данным Ф.И. Фрадкиной, уже с 10-11 месяцев ребенок начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но на его содержание. Сначала слово ассоциируется для малыша с конкретным единичным предметом. Постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории [цит. по Алексеевой, Яшиной 1997: 96].

М.М. Кольцова охарактеризовала путь развития обобщения у детей таким образом: сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано.

Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней.

В конце первого - начале второго года жизни слово обозначает один конкретный предмет, соответствуя его чувственному образцу. К концу второго жизни слово обозначает группу однородных предметов ("чашка" - это различные чашки).

В 3-3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда. В 4-5 лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово "растение" включает такие группы, как деревья, ягоды, фрукты и прочее. Но такое обобщение строится по-прежнему на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым, словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающими. Например, добрый тот, кто не дерется. Моральные понятия привязаны к конкретной ситуации. Поэтому в речи ребенка преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Устранение заикания у детей с помощью коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике
Учитывая результаты, полученные в процессе экспериментального исследования, мы организовали коррекционную работу, направленную на преодоление выявленных трудностей. Свою работу мы проводили совместно с логопедом, музыкальным руководителем и воспитателем. Одной из задач музыкального руководителя явл ...

Исследования современных методик обучения английскому языку как второму иностранному
Выдвижение иноязычной культуры в качестве цели обучения вызвало появление вопроса о необходимости создания новой методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели наиболее эффективным и рациональным способом. Логика разработки коммуникативной методики привела к окончательному в ...

Виды, механизмы готовности ребенка к школе
Рассмотрим некоторые виды готовности к школьному обучению: 1) Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" п ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru