Для определения значимости уроков труда для учащихся проводилось анкетирование в 1-ом классе, обучаемом по традиционной системе без какой-либо программы по трудовому обучению, средней общеобразовательной школы №618 г. Москвы в середине второй учебной четверти. Было опрошено 22 учащихся, каждому из которых предлагался бланк анкеты с написанными заранее предметами, имеющимися в первом классе. Детям предлагалось распределить предметы по местам, написав напротив каждого предмета соответствующее число (от 1 до 8). На первое место выставляется тот предмет, который нравится учащемуся больше всего, на последнее место – нелюбимый предмет. Анкетирование проводилось с целью выяснения отношения первоклассников к уроку труда. Бланк анкетирования представлен в приложении 1. Компания БизнесБас. Недорогая аренда автобуса в балашихе с профессиональным водителем.
Поскольку в нашем исследовании первостепенную роль играет статус предмета «Трудовое обучение», то приведём данные, полученные в результате анкетирования, только касающиеся урока труда. Количественные данные приведены в таблице 1.
Таблица 1. Ранжирование предметов.
Соотношение мест по уроку труда (в количестве голосов).
Трудовое обучение |
1 место |
2 место |
3 место |
4 место |
5 место |
6 место |
7 место |
8 место |
Процентное соотношение по местам (всего 22чел) |
2 |
1 |
3 |
5 |
3 |
2 |
2 |
4 |
Анализируя данные, приведённые в таблице, на первые три места урок труда поставили только 6 опрошенных, а 16 учащихся дали предмету с 4 по 8 места. Такое количественное соотношение приводит к выводу о том, что урок труда для детей-первоклассников является второстепенным предметом. Особенно ярко это выражено числом учащихся, поставивших 4 (5 чел.) и 8 (4 чел.) места, по сравнению с 1 (2 чел.) и 2 (1 чел.) местами.
Равное количество голосов отдали за 3 и 5 места (по 3 голоса) и за 1, 6 и 7 места (по 2 голоса).
Меньше всего человек поставили предмет на 2 место (1 чел.).
Таким образом, для первоклассников уже во второй четверти урок труда не является важным предметом. Такое отношение к предмету вызвано организацией и проведением уроков труда учителем. Поскольку в 1-ом классе отметки не ставятся, то это для большинства учителей создаёт проблему оценивания работ. Учителя часто ограничиваются оценкой «хорошо, аккуратно» - «плохо, неаккуратно, не постарался», а сами дети не участвуют в оценке работ одноклассников. Кроме этого, сам учитель, считая трудовое обучение не очень важным, не использует контроль и проверку умений школьников по предмету. Всем этим учитель нарушает обратную связь с учениками, и они теряют интерес к предмету и не видят в нём необходимости. Для детей в первом классе отметка не важна, даже если учитель ставит за работы только «4» и «5», так как у первоклассников нет ещё чёткого разделения отметок и нет представления о важности отметок.
Материалы по педагогике:
Формальные языки в курсе информатики
В данном разделе хотелось бы рассказать о языках, используемых при работе ЭВМ, в компьютерных информационных технологиях. Информацию, циркулирующую в компьютере, можно разделить на два вида: обрабатываемая информация (данные) и информация, управляющая работой компьютера (команды, программы, операто ...
Физкультминутки и физкультпаузы на уроках
Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения, следовательно, в клетках коры головного мозга происходят изменения, снижающие их функциональные возможности и работоспособность. Значительную нагрузку во время урока испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины и шеи, а так же мыш ...
Финансирование системы образования в целом
В развитых странах мира финансирование системы образования традиционно являются важнейшим вопросом государственной политики. Расходы на сферу образования составляют приоритетную статью расходов национальных бюджетов, а экономика образования представляет важнейший сектор национальной экономики. И эт ...