BriefEducation
Образование: теория и практика » Развитие познавательных интересов на уроках » Экспериментальное исследование развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках

Экспериментальное исследование развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках

Страница 3

Цель – разработать рекомендации для педагогов, направленные на развитие познавательных интересов на уроках математики у учащихся 1 класса.

На основании вышеизложенных фактов учителю в процессе обучения рекомендуется предусматривать такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

Для этого необходимо в области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. А также:

- знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;

- раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;

- при помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;

- показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом;

- раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.

В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:

- постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;

- вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;

- ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;

- практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;

- развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции опыта, самостоятельности мысли;

- дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся.

Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.

Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане рекомендуется:

- оживлять уроки математики, элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;

- использовать всестороннее воздействие средств искусства;

- побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;

- развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;

- практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;

- использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области как дополнительный источник знаний для других;

- рекомендовать дополнительную литературу.

В области внеклассной работы предлагается:

- конкурсы смекалки;

- познавательные игры, игры – путешествия.

Таким образом, данные практические рекомендации помогут учителю начальных классов в развитии познавательных интересов у учащихся к урокам математики.

Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 11. В эксперименте принимало участие 24 учащихся 1 «А» класса.

Для выявления уровня заинтересованности учащихся к уроку математики нами было проведено анкетирование учащихся. Анализ показал, что 10 испытуемых (41,7%) находятся на высоком уровне, 8 испытуемых (33,3%) находятся на среднем уровне и 6 испытуемых (25%) находятся на низком уровне.

Для выявления уровня активности и познавательного интереса учащихся 1 класса на уроке математики мы использовали наблюдение за работой учащихся на уроке математики. Анализ наблюдения показал, что 9 испытуемых (37,5%) находятся на высоко уровне, 8 испытуемых (33,3%) находятся на среднем уровне и 7 испытуемых (29,2%) находятся на низком уровне активности и познавательного интереса на уроке математики.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Способы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье
Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся к многочисленным сменяющим друг друга событиям в такой небольшой временной промежуток и в таком небольшом жизненном пространстве. По определению В.В. Столина, семья - это "открытая система, подверженная внешним и внутренним воздейств ...

Основные факторы, влияющие на выбор инструментальной среды для разработки компьютерных средств обучения
Для разработки компьютерных средств обучения используются различные программы, которые обычно называются инструментальными средами (ИС). Степень совершенства той или иной ИС определяется возможностями по вводу, редактированию, компоновке учебного материала, включая современные средства мультимедиа ...

Семинар как форма активизации познавательной деятельности
Видовые методы занятий носят целенаправленный характер и соответствуют определенным видам занятий, большинство из них включают семинары. Семинар - это: • «вид учебных занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов»; • «форма учебного процесса, п ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru