BriefEducation
Образование: теория и практика » Развитие познавательных интересов на уроках » Экспериментальное исследование развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках

Экспериментальное исследование развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках

Страница 3

Цель – разработать рекомендации для педагогов, направленные на развитие познавательных интересов на уроках математики у учащихся 1 класса.

На основании вышеизложенных фактов учителю в процессе обучения рекомендуется предусматривать такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

Для этого необходимо в области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. А также:

- знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;

- раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;

- при помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;

- показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом;

- раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.

В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:

- постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;

- вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;

- ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;

- практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;

- развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции опыта, самостоятельности мысли;

- дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся.

Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.

Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане рекомендуется:

- оживлять уроки математики, элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;

- использовать всестороннее воздействие средств искусства;

- побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;

- развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;

- практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;

- использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области как дополнительный источник знаний для других;

- рекомендовать дополнительную литературу.

В области внеклассной работы предлагается:

- конкурсы смекалки;

- познавательные игры, игры – путешествия.

Таким образом, данные практические рекомендации помогут учителю начальных классов в развитии познавательных интересов у учащихся к урокам математики.

Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 11. В эксперименте принимало участие 24 учащихся 1 «А» класса.

Для выявления уровня заинтересованности учащихся к уроку математики нами было проведено анкетирование учащихся. Анализ показал, что 10 испытуемых (41,7%) находятся на высоком уровне, 8 испытуемых (33,3%) находятся на среднем уровне и 6 испытуемых (25%) находятся на низком уровне.

Для выявления уровня активности и познавательного интереса учащихся 1 класса на уроке математики мы использовали наблюдение за работой учащихся на уроке математики. Анализ наблюдения показал, что 9 испытуемых (37,5%) находятся на высоко уровне, 8 испытуемых (33,3%) находятся на среднем уровне и 7 испытуемых (29,2%) находятся на низком уровне активности и познавательного интереса на уроке математики.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Анализ урока физической культуры
Центральным и основополагающим компонентом учебной работы по физическому воспитанию является урок физической культуры. Посещая урок, руководителю целесообразно проанализировать следующие его компоненты: организацию урока; физическую нагрузку учащегося; общую и моторную плотность урока; обучение дви ...

Методика обучения решению составных задач на нахождение неизвестного по двум разностям
Задача на нахождение неизвестного по двум разностям включает три величины, связанные пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна или больше постоянных, причем даны два или более значений одной переменной и разность соответствующих значений другой переменной, а сами значения этой пер ...

Оценка деятельности преподавателей кафедры
Мною было в рамках дипломного проекта разработана методика по оценке качества деятельности преподавателей кафедры с использованием интеллектуальных компонентов. Изучив всевозможные методики и положения о рейтинговых системах качества работы преподавателей других вузов, обзор некоторых методик подро ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru