Безысходность такого положения давно должна была бы заставить нас, педагогов, обратить внимание на то, что пресловутые «качества личности» есть не что иное, как показатели чего-то другого, более крупного и существенного для личности. Сами качества - выражение внутренней структурной личностной единицы, внешнее проявление того, что присуще личности и составляет её суть.
Такой сущностной составляющей является отношение. Отношение личности к какому-либу объекту материализуется в практическом деятельном акте. Отношение динамично, противоречиво, многомерно, разновариативно. А главное, оно не имеет своей завершенности и потому подвластно влиянию и изменению. Если педагог целенаправленно содействует развитию отношений к ценностям, то и качества, как показатели отношения, становятся ценностными, то есть, социально значимыми.
Таким образом, не занимаясь «качествами», педагог формирует «качества», формируя отношения. Лишь бы педагог видел отношение там, где оно не обнаруживается поверхностным глазом, и выявлял объект отношения, скрытый от поверхностного, но несомненный для профессионального восприятия. Обратимся к любому социально важному качеству человека и мы увидим скрытое в нем отношение к определенной ценности, а значит, обнаружим и стратегию формирования данного качества:
• Воспитать дисциплинированность невозможно, если не формировать отношения к свободе как ценности жизни человека; нарушая дисциплину, мы посягаем на свободу другого человека, а соблюдая дисциплину, расширяем рамки свободной деятельности окружающих нас людей.
• Воспитать щепетильность как моральное качество нельзя без формирования положительного отношения к справедливости, ибо строгость до мелочей в отношениях к кому-либо или чему-либо становится качеством лишь того, кто жаждет гуманного сопряжения прав каждого из людей.
• Взращивать товарищество можно только на почве отношения к обществу как таковому.
• К принципиальности бессмысленно призывать и бесполезно ее насильственно внедрять, noкa не формируется у человека ценностное отношение к истине.
• И честность, столь желательное качество и высоко ценимое в мире, но столь редкое среди людей, тоже не воспитывается автономно: оно показатель развитого достоинства как отношения человека к своему «Я».
Если рассмотреть любое педагогически желательное качество как отношение, то легко увидеть что объектом его всегда выступает ценность. Это не случайно: ведь «качества» потому и стали культивироваться в обществе, что они несут в себе скрытым порядком значимое для жизни людей, то, что позже будет обозначено ценностью. Убедиться, что наши положительные либо отрицательные качества есть не что иное как отношения нетрудно, для этого достаточно любые найти деяния интерпретировать как отношение и проследить за меняющимся поведением на глазах человека. Приведем пример из житейских наблюдений молодого педагога.
- Я сознательно вступаю в конфликт со своим братом Максимом, конечно, храня втайне свой психологический замысел . Один из стульев на кухне представляет особый интерес для него, так как очень удобно расположен. Утром, когда все собирались к завтраку, я быстро заняла этот стул и сказала появившемуся Максиму: «Моё место. Сядь на другой стул, пожалуйста». Максим воспротивился: «Нет. Мне здесь удобно. Ты сядь, где хочешь, только не здесь». Модель конфликта была явной.
Тогда я сказала:
- Милый Максимка! Ведь в школе никто не поверит, что ты остался без завтрака из-за какого-то стула! Мелочи не могут властвовать над мужчиной.
Я заметила, что мой брат бросил на меня короткий удивленный взгляд, приостановился как бы в раздумье, но, не желая уступать сестре, предложил компромисс: сидеть на этом удобном стуле поочередно, принимая в расчет четные и нечетные дни недели .
Поведение порождается отношением. Педагог, ориентируя внимание воспитанника на определенное отношение к объекту ценностного для субъекта содержания (в приведенном нами случае таким ценностным для ранней юности оказывается отношение к себе как мужчине), корректирует поведение. Но коррекция производится не через насильственное воздействие и даже не через хитрые приемы манипуляции, а через апелляцию к сознанию субъекта, через предъявление субъекту скрытого отношения, выявлению этого отношения для субъекта.
Материалы по педагогике:
Специфика мотивации обучения в подростковом возрасте
Прежде чем обсуждать, пути развития мотивации учебной деятельности учащихся средних классов, необходимо определить, чем психологически отличается этот возраст от младшего школьного возраста, от юношеского возраста и от взрослых людей. От младшего школьного возраста подростковый (12 - 14 лет) отлича ...
Детский музей как фактор формирования исторического мышления
Процессы, происходящие ныне в нашем обществе, сложны и неоднозначны. С одной стороны, это демократизация политической и общественной жизни, освободившая музеи от давления идеологии и прямого вмешательства органов управления в музейную практику. С другой стороны, рыночная экономика, диктующая свои з ...
Содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности
учащихся, овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой
Содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся очень важно. Ведь, овладевая необходимыми умениями и навыками учащиеся приспосабливаются к дальнейшей жизни, способны избежать травм и др. Самым лучшим средством для этого является физическое упражнение. Школьникам н ...