Можно ли отбросить философские характеристики жизни в работе с детьми? Безусловно, можно. Мы не вправе принудить педагога, если его не готовили в педвузе к воспитанию, возвыситься на такой уровень, тогда следует признать, что работа с детьми превращается в пустое дело «по поводу» (собрались по поводу дня рождения, сажаем деревья по поводу прощания со школой, читаем стихи по поводу традиционных мероприятий и т.д.), а сущность явления ускользает и не открывается детям вовсе.
Однако зададимся вопросом: как овладеть новым содержанием воспитания? Если мы обратимся к педагогам-практикам с вопросом о сложностях перехода на новые содержательные позиции в воспитании детей, то услышим в ответ единодушное признание в личностной неподготовленности педагога к новой работе с детьми. Открытое признание производится двояким способом: либо горестно и прямо констатируется элементарная духовная неразвитость педагога («Мы сами дурно воспитаны, плохо образованы и духовно нищие»), либо утверждается противоречие между педагогическими новационными методиками и личностным отношением к этим методикам педагога. Вот как, например, фиксирует такое противоречие молодой педагог:
- Любую методику я оцениваю с двух позиций, причем, делаю это подсознательно, а сейчас ясно понимаю это. Во-первых, смотрю с точки зрения практического внедрения в работу с моими детьми, то есть, профессионально Во-вторых, в моей личности что-то откликается или не откликается на предлагаемую методику - она мне лично нравится или же просто не нравится как человеку, как личности, и я ее отвергаю личностно в качестве человека по имени Анна, но не как педагог по имени Анна Васильевна. Первое и второе должны сливаться, тогда эта методика «моя».
Однако было бы пустым утверждение о личностной неподготовленности педагога к новой работе и бессмысленным обвинение педагога в духовном отставании, пока не обнаружено то именно, в чем же собственно заключается данная личностная неподготовленность, тем более было бы постыдным вновь призывать нищего и униженного государством педагога к духовному восхождению, самосовершенствованию, жертвенности и святому служению, обременяя пустое утверждение пустым призывом.
Посмеем игнорировать ссылки на общеизвестную, якобы, неготовность педагога к новому воспитанию. Будем соблюдать границы профессионального анализа. И тогда очевидное высвечивается в совершенно иных красках и предстаёт в иных очертаниях. Вот как видится данная профессиональная проблема. Подчеркиваем: переход на новые профессиональные позиции в связи с переходом на новое содержание воспитания есть проблема профессиональная, а точнее, проблема профессиональной подготовки, профессионального обучения педагога.
Непонимание, а значит, неприятие нового содержания воспитания происходит не потому, что личность педагога низкого развития, но потому, что педагог профессионально ограничен вчерашней установкой на так называемые «качества личности». Согласно такой установке, в ребенке следует формировать качества личности, имеющие высокую ценность в обществе и культуре. Надобно развивать дисциплинированность, доброту, честность, уважительность, скромность и гордость, трудолюбие, вежливость, деликатность, совестливость, ответственность, активность . и так далее до того момента, пока мы не обнаружим, что таких высоких качеств непомерно много, и не признаемся, наконец, что формирование длинного перечня блестящих личностных качеств - дело неперспективное и заведомо обреченное на неудачу.
Качества личности - это устойчивые реакции на явления мира, реактивный отклик личности на определенный объект или событие, связанное с этим объектом, закрепившийся в определенной форме в истории личностного развития. Привычность - характеристика, выступающая гарантом сохранности качества. Чрезвычайно трудно изменить родившееся в истории жизни человека качество его личности. Это хорошо знаеттот, кто однажды брался за собственное перевоспитание. Персоналии великих, досконально изучаемые, свидетельствуют о том же.
Педагог, направляющий свое профессиональное внимание на личностные качества детей и желающий преобразования этих качеств, встречается с величайшими трудностями. Ему кажется, что дети сознательно сопротивляются его благим воздействиям, он приступает к борьбе «против» нежелательных качеств и борьбе «за» планируемые. И приходит в отчаяние, не получая того, что планирует.
Материалы по педагогике:
Из опыта работы школьных педагогов с родителями
Мы попытались изучить и проанализировать опыт школы по работе школьных педагогов с родителями. И пришла к выводу, что из многообразия форм установления контактов педагогов и родителей мною будет представлено родительское собрание и деловая игра. Опыт школы по оптимизации взаимоотношений педагогов и ...
Основные направления деятельности классного руководителя в работе с
учащимися и их родителями
Основная задача классного руководителя (общая с родителями) – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Классный руководитель должен знать про ...
Методика оценки эффективности воздействия
выполнения домашнего задания по физкультуре на развитие ребенка
Первоначально было проведено знакомство со специальной литературой для приобретения информации о том, какое воздействие оказывает школа в целом, школьная нагрузка, режим школьника на здоровье подростка. Для оценки состояния здоровья учащихся и выявления факторов, влияющих на него в нашей школе, был ...