Появление идеи EHEA и Болонского процесса было обусловлено комплексом причин. Они лежат как в сфере высшего образования, так и за ее пределами. В сфере высшего образования таковыми были:
– Интернационализация европейской высшей школы. Необходимость преодоления существующих препятствий к европейскому сотрудничеству между системами образования и вузами;
– Необходимость повышения привлекательности и конкурентоспособности европейской высшей школы на глобальном рынке высшего образования;
Причины, лежащие вне сферы высшего образования:
– Европейский внутренний рынок нуждается в свободном передвижении граждан. Отсюда возникает необходимость в сравнимости систем высшего образования и присваиваемых ими квалификаций, без чего передвижение дипломированных специалистов затруднено;
– Высшее образование рассматривается в Европе как механизм достижения европейского социального единства и формирования европейской идентичности. Это становится возможным при условии объединения европейского академического сообщества идеей «европейского» высшего образования.
Болонский процесс не только открыл новую страницу в истории европейской интеграции в сфере высшего образования, но и стал основным содержанием нового этапа. Если рассматривать историю европейской интеграции с этой точки зрения, то этап, начавшийся в 1998 г., будет иметь следующие черты, отличающие его от предыдущих этапов образовательной интеграции:
– Целенаправленность. В документах Болонского процессе четко сформулированы цели и определены сроки их достижения;
– Управляемость. Ход развития Болонского процесса управляется общеевропейскими институтами – как вновь созданными, так и существовавшими прежде. К таковым относятся конференции министров и европейских академических организаций, Болонская Рабочая Группа, Европейская Комиссия;
– Всеобщность. Болонский процесс вовлек в процесс интеграции европейской высшей школы практически все страны европейского региона, а также несколько примыкающих к Европе азиатских стран;
– Реформизм. «Болонские» документы впервые поставили вопрос о реформировании национальных систем высшего образования в европейском масштабе по ряду параметров, причем реформы оцениваются экспертами как «давно назревшие, фундаментальные и длительные».
При этом нужно отметить демократичность Болонского процесса: все страны участвуют в нем на равном основании. Кроме того, в развитии процесса активно участвуют общественные организации и академическое сообщество.
Распространение совместно определенных параметров на национальные системы высшего образования стало основным содержанием Болонского процесса. Эти параметры носят достаточно общий характер, причем большинство их них (это в большей степени относится к предложенным инструментам) было выработано до начала Болонского процесса. Авторы доклада «Тенденции III» выделили следующие ключевые характеристики предложенных параметров:
– Комплексность. Предлагаемые меры по созданию европейского пространства высшего образования «берутся как некий пакет и тесно связываются друг с другом»;
– Системность. Реализация предложенных мер затрагивает все сферы деятельности каждого конкретного вуза. В частности, она касается его образовательной и исследовательской деятельности, а также затрагивает механизмы управления (службы консультирования и службы поддержки студентов) и механизмы финансирования (необходимость дополнительных финансовых вложений для проведения реформ);
– Противоречивость. При осуществлении реформ возникают две потенциально противоречивые повестки дня: с одной стороны, Болонский процесс стремиться рассматривать европейское высшее образование как конкурентоспособный на мировом образовательном рынке продукт, с другой стороны, как общественное благо.
Нужно добавить, что реализация поставленных задач является делом каждой конкретной страны, так как образование остается сферой компетенции государств (а, в ряде случаев, регионов). В данной связи, перспективы EHEA зависят от ответственности стран-участниц процесса. Такой подход позволяет учитывать интересы стран-участниц и сохранять богатый ландшафт европейского высшего образования.
Материалы по педагогике:
Педагогика свободного воспитания
В1973г. в Англии на 91-м году жизни скончался "последний классик" свободного воспитания, создатель и бессменный руководитель легендарной школы Саммерхил Александр Нил (Нейлл). На протяжении всей своей долгой жизни он, словом и делом отстаивал право ребенка жить и развиваться свободно уж ...
Специфика работы над составной задачей
Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению. Таким образом, для решения составной задачи надо установить ...
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с пейзажной
живописью
Педагогический процесс приобщения дошкольников к искусству осуществляется постепенно, при этом учитывается своеобразие восприятия детей дошкольного возраста: вначале целостное, нерасчлененное, затем происходит этап осознанного анализа и вторичное целостное восприятие, теперь уже на основе синтеза. ...