BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Инструменты Европейского пространства высшего образования

Инструменты Европейского пространства высшего образования

Страница 3

На практике развитие совместных степеней затруднено тем, что законодательство многих стран не упоминает про совместные степени, а то и вовсе запрещает их выдачу.

Тем не менее, развитие совместных степеней представляется перспективным направлением, так как не только позволяет наполнить конкретным содержанием идею европейского измерения, но и является средством повышения привлекательности национальных систем образования и отдельных вузов, модернизации программ обучения и взаимодополнения внутренних возможностей вузов. Можно предположить также, что развитие совместных степеней преследует скрытую цель привлечения к финансированию совместных программ представителей крупного бизнеса Европы, заинтересованных в специалистах с «европейским мышлением».

Другим способом внедрения европейского измерения является развитие региональных вузовских сетей и бинациональных институтов. Примером вузовской сети может быть сеть EUCOR, объединившая несколько французских, германских и швейцарских университетов, расположенных в Верхнем Рейне. Студенты участвующих университетов могут переходить из одного вуза в другой в рамках общей программы совместных степеней. Другим примером является сеть Oresund, куда вошли 12 датских и шведских университетов. Что касается бинациональных университетов, то таковыми являются Европейский Университет во Франкфурте-на-Одере, Болгаро-румынский межуниверситетский центр, функционирующий как учебное заведение, Транснациональный Университет в Лимбурге (голландско-фламандское сотрудничество). Впрочем, бинациональные университеты и региональные вузовские сети представляют пока исключение из общего ряда.

Из всех задач Болонского процесса, развитие мобильности - самая конкретная, легко толкуемая и непротиворечивая. Оно рассматривается в Европе и как цель, и как средство EHEA; считается, что академическая мобильность станет основой формирования европейской культурной и гражданской идентичности.

По замыслу авторов Болонской декларации, к моменту создания EHEA академическая мобильность студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала должна стать общеевропейской нормой. В данной связи было признано необходимым устранить существующие преграды, которые можно разделить на три группы:

а. Социально-экономические. Недостаток средств на оплату обучения и проживания, сложности с трудоустройством студентов и преподавателей;

б. Политические. Затруднения с признанием периодов обучения и работы, проблемы, связанные с преодолением границ;

в. Культурные. Недостаточная языковая компетентность студентов и преподавателей.

Болонские документы не задают четких параметров относительно сроков обучения или работы в зарубежном вузе, как и не определяют, какой процент преподавателей и студентов должен отправляться с академическими целями за рубеж. Единственное положение, по которому существует широкое согласие, состоит в том, что минимальный срок обучения или работы за рубежом должен составлять один семестр. Основным механизмом реализации академической мобильности согласно многолетней практике являются соответствующие европейские, региональные и национальные программы, хотя не исключаются возможности для двустороннего сотрудничества вузов и нерегулируемой мобильности (free movers).

В 1990-е гг. многие европейские страны разработали стратегии, направленные на развитие академической мобильности, преследующие две главные цели:

- привлечение квалифицированной рабочей силы как средство обеспечения экономического развития и повышения конкурентоспособности страны и получение дохода;

- получение дохода (в явном виде такую стратегию реализует Великобритания).

Для реализации национальных стратегий были созданы специальные агентства, в том числе, наиболее известные из них British Council, DAAD (Германия), EduFrance. Деятельность этих агентств, чьи представительства находятся во многих странах мира, направлена на привлечение иностранных студентов. Напротив, многие страны, главным образом, восточноевропейские, разработали стратегии по предотвращению «утечки мозгов», причем кое-где они реализуются в достаточно жестких формах. Например, правительство Литвы запрещает преподавателям находиться за границей более двух месяцев.

Коротко перечислим меры, принимаемые в Европе с целью развития академической мобильности. Это развитие мобильности грантов и займов, упрощение визовых процедур и процедур по получению разрешений на работу, развитие существующих программ мобильности и создание новых, стимулирование ратификации европейскими странами Лиссабонской конвенции по признанию (по состоянию на середину мая 2005 г. она была ратифицирована в 36 из 45 странах-участницах процесса), развитие языковой подготовки и др.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Управление воспитательной работой в университете
Система управления воспитательной работой в университете строится на основе принятой в нём системы управления функционированием и развитием СурГПУ и регламентируется соответствующими положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями и локальными актами. Общее руководство и координ ...

Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку) ...

Специфика работы над грамматическим материалом на уроках на старшей ступени обучения
Еще один важный вопрос, связанный с уроком на старшей ступени. Он касается специфики работы над грамматическим материалом рецептивного плана. Если в восьмом и девятом классах учащиеся проходят новый для них грамматический материал, то в десятом классе систематизируется пройденное ранее. Поэтому цел ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru