Кредитная система ECTS развивалась не только как система перевода (трансферта) кредитов, но и как система накопления. Еще в 1999 г. Еврокомиссия образовала рабочую группу по изучению возможности перехода от системы перевода (трансферта) кредитов ECTS к системе накопления кредитов. Подобная интенция просматривалась и в Болонской декларации, где говорилось о том, что «кредиты могут быть получены в рамках образования, не являющегося высшим, включая образование в течение всей жизни». Окончательную ясность внесло Пражское коммюнике, четко поставившее задачу по развитию обеих функций кредитной системы ECTS, а именно функций перевода и накопления. Развитие накопительной функции ECTS, по мысли западных экспертов, должно способствовать диверсификации схем получения высшего образования. Во-первых, система накопления позволит студентам прерывать свое образование, что зачастую необходимо по социально-экономическим причинам; во-вторых, она расширит возможности по признанию неформального (за пределами систем высшего образования) и информального (в ходе профессиональной деятельности) образования и будет способствовать развитию непрерывного образования (образования в течение всей жизни). Таким образом, конечная цель введения кредитной системы с функциями перевода и накопления прозрачна – дать возможность людям получать образование тогда и там, когда и где им это удобнее по тем или иным причинам, и позволить им обучаться не в одном вузе, а по частям в разных заведениях.
Развитие образования в течение всей жизни стало необходимым в силу высокой динамики рынка труда, на котором стремительно развиваются новые профессии и столь же стремительно уходят в небытие старые. Кроме того, научно-технический прогресс и связанный с ним процесс быстрого устаревания рецептурных знаний привел к тому, что требования работодателей к специалистам стали постоянно изменяться. Это породило необходимость в расширении возможностей для смены специальностей и регулярного повышения квалификации. Ответом на эту потребность стало создание специальных центров при вузах и на крупных предприятиях. Однако, несмотря на то, что образование в течение всей жизни давно стало неоспоримым фактом жизни западного общества, по данным исследования «Тенденции III» оно все еще остается «маргинальным», т.е. редко интегрированным в общие стратегии деятельности вузов. В данном свете, система накопления, направленная на формализацию всего образовательного опыта человека, является попыткой повысить статус и значимость образования в течение всей жизни.
Приложение к диплому (Diploma Supplement), разработанное Советом Европы и ЮНЕСКО совместно с Еврокомиссией рассматривается участниками Болонского процесса как ключевой инструмент создания системы легко читаемых и сопоставимых степеней. Задача введения Приложения к диплому была поставлена в Болонской декларации. В Берлинском коммюнике министры определили, что с 2005 г. приложение должно выдаваться каждому выпускнику автоматически и бесплатно. Приложение включает 8 основных разделов: информация о владельце диплома (имя, фамилия и т.п.), информация о квалификации выпускника, об уровне этой квалификации, о содержании образования и о полученных результатах, информация о функциональных характеристиках (профессиональной и должностной ориентированности) полученной квалификации, сведения о сертифицированности приложения в данной стране, описание системы высшего образования в стране (в том числе, описание системы оценки качества), дополнительная информация по усмотрению органов управления образованием или вуза. Приложение должно быть написано на национальном языке, а также на одном из широко распространенных европейских языков (обычно, на английском). Приложение к диплому не дает сведений относительно возможной эквивалентности данной квалификации каким-либо иным, как и не является юридическим основанием для признания диплома другим вузом или страной. Назначение этого документа - сделать максимально «прозрачным» уровень и тип высшего образования, отвечающие полученному диплому. Считается, что приложение к диплому повысит международную прозрачность и упростит процедуру академического и профессионального признания квалификаций, что будет способствовать академической и профессиональной мобильности обладателей Приложения.
Развитие европейского измерения является одной из главных целей Болонской декларации. Она направлена на формирование европейской идентичности в сфере высшего образования, развитие европейской гражданственности и расширение возможностей европейского трудоустройства. Европейское измерение также рассматривается как фактор повышения привлекательности европейского образования в Европе и за ее пределами. Наиболее осязаемые черты оно получило в развитии совместных степеней, которые рассматриваются как один из инструментов EHEA. Идея развития совместных степеней в ясном виде была сформулирована в пражском коммюнике. В ходе проведенных в последующее время семинаров и исследований было достигнуто общее понимание по следующим позициям. Совместные степени могут быть двух видов: собственно, сама совместная степень, которая выдается совместно сотрудничающими вузами, и «двойная степень», подразумевающая одновременное присуждение двумя вузами двух отдельных степеней. Программы, ведущие к совместным степеням, могут быть организованы в любых циклах, в том числе, в докторском цикле. В 2002 г. на семинаре в Стокгольме был рекомендован ряд параметров, которым должны удовлетворять совместные степени: в сотрудничестве должно участвовать два или более вузов из разных стран; обучение за рубежом должно быть достаточно продолжительным (например, для бакалавров – 1 год); обучение должно основываться на совместных программах и завершаться присвоением совместной степени на основе предварительно заключенных соглашений; сотрудничество должно предполагать использование Приложения к диплому и кредитов ECTS; обучение должно вестись на разных языках, программы должны содержать «европейский элемент». Также было рекомендовано, чтобы вузы выдавали не двойную, а именно совместную степень, подтвержденную одним итоговым документом об образовании. EUA внесла в этот список еще два параметра: периоды обучения и результаты экзаменов должны полностью признаваться и автоматически засчитываться, преподаватели должны совместно разрабатывать учебный план и входить в состав общих приемных комиссий и диссертационных советов.
Материалы по педагогике:
Алкоголизм, наркомания и токсикомания как социальная проблема
Негативные явления, порождаемые потреблением спиртных напитков, таят в себе большую опасность для общества. Потребление алкоголя прежде всего дурно влияет на здоровье людей. Злоупотребление алкоголем способствует развитию соматических и психических заболеваний, и это есть одна из причин смертности ...
Наглядность как одно из универсальных средств обучения
иностранному языку, ее формы, достоинства и недостатки
Сочетание слова и наглядности – это одно из самых распространенных явлений в современной практике обучения. Задачи обучения решаются успешнее в том случае, когда использование языка опирается на непосредственное восприятие обучающимися предметов, процессов и их изображений. При сочетании словесного ...
Уровень рецидива как показатель эффективности процесса воспитания осужденных
Среди наиболее актуальных проблем не только России, но и других стран мира представляются проблемы по разработке системы мер борьбы с такого рода преступностью, совершенствования уголовно – правовых мер и профилактики рецидивов преступлений. Неоднократно судимые осужденные отбывают наказание в осно ...