Реализация идеи открытости школы как одного из ведущих принципов реформы школы начала 90-х годов опирается на результаты исследования среды. В диссертации Т.В. Менг показано, что представления о среде как факторе воспитания развивались в отечественной педагогике следующим образом: в 20-40 гг. среда рассматривалась как фактор воспитательной системы общества; в 40-60 - как фактор социального института-школы, коллектива, личности; в 60-80 - начинается системный анализ воспитательного коллектива и его связей со средой. Именно в этот период разрабатывается технология интеграции воспитательных сил среды и усиления на этой основе воспитательного потенциала школы.
Одной из основных характеристик современной школы является ее открытость, ориентация на взаимодействие с различными людьми и организациями, заинтересованными в развитии образования, качественной подготовки выпускников школы к самостоятельной жизни в сложном и быстро меняющемся современном мире.
Деятельность школы по подготовке юношей к военной службе позволяет обосновать построение школой внешних связей как важное условие этой подготовки.
Д.К.Ушаков предлагая вариант реализации идеи открытости школы, исходя из того, что ориентация школы на развитие социума должна лежать в основе стратегического управления. Стратегическое управление обеспечивает школе возможность изменения и использование со временем преимуществ взаимодействия с социумом.
Формально стратегическое управление включает в себя ряд этапов. В реальной жизни эти этапы не всегда выстроены в определенном порядке:
A. Анализ социума (окружения).
B. Анализ стратегического профиля организации.
C. Изучение альтернатив.
D. Выбор и реализация стратегии. Рассмотрим отдельно каждый этап.
Школе необходимо проанализировать наиболее важные события и решения, принимавшиеся на протяжении нескольких лет, и попытаться выявить закономерности. Выявление закономерностей — самый важный шаг для реконструирования существующей стратегии.
Развитие общественных отношений происходит под воздействием двух взаимосвязанных процессов информирования и взаимодействия. При этом логика развития общественных отношений может быть рассмотрена как переход: Информированность => Понимание => Доверие => Согласие => Сотрудничество.
В последние годы начался процесс создания по-настоящему общественных организации как во взрослой, так и в детской среде. Для нашей страны это явление новое. Новизна его в том, что в соответствии с Законом «Об общественных объединениях» детские общественные объединения и организации впервые официально признаны и государстве наравне со взрослыми; что Верховный Совет (тогда СССР) ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, признав наравне со всеми другими и гражданскую права и свободы детей; что современные дети впервые за последние десятилетия свободно осваивают новые демократические нормы общественного бытия и общественного сознания.
Произошли серьезные перемены в деятельности образовательных и детских общественных структур, что нашло свое выражение, прежде всего, в отказе от диктата органов управления (как со стороны Министерства образования, так и со стороны союза молодежи, советов детских организаций) и предоставления свободы действий своим структурным подразделениям.
Такой поворот способствовал:
созданию разнообразных типов школ, росту их творческого воспитательного потенциала и появлению разнообразных детских общественных объединений, активному поиску и созданию вариативных программ их деятельности;
расширению состава педагогических коллективов за счет притока в школу психологов, социальных педагогов и состава лидеров, руководителей детских объединений за счет притока в них взрослых, ранее не являвшихся вожатыми или педагогами.
И образовательные учреждения, и детские организации обрели реальную возможность «обойтись друг без друга», почувствовать свою собственную «силу», раскрыть свой собственный творческий потенциал и создать новый опыт воспитания без участия прежнего партнера. Вместе с тем важно подчеркнуть, что освоение и осознание самостоятельности (прав и возможностей) на практике протекает сложно, пророй болезненно. Оно занимает значительную часть времени у руководства школы, всего педагогического коллектива, что отрицательно сказывается на организации взаимодействия с детскими общественными объединениями, организациями.
Материалы по педагогике:
Подготовка к военной службе как педагогическая проблема
В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом опередил современные подходы к проблеме подготовке современной молодежи к прохождению военной службы. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающе ...
Основы деятельности классного руководителя
1. В таблице названы признаки коллектива. Охарактеризуйте их Признак Характеристика Общая социально значимая цель единство мотивов; единство ценностных ориентаций; психологическое единство Общая совместная деятельность направлена на достижение общих целей; характер деятельности определяет характер ...
Планирование учебного процесса по физической
культуре
Успех учебного процесса по физической культуре во многом зависит от того, насколько продуманно составлено и как выполняется перспективное планирование учебной работы в целом и на конкретных уроках в частности. В основе перспективного планирования лежат документы, которые должны быть у каждого учите ...