С помощью общелогических приемов индукции, дедукции, анализа и синтеза в учебное пособие отобраны задания, которые готовят учеников к открытию новых математических фактов во всех последующих темах программы.
Основной метод работы в дочисловой период - игра. Обучая детей-шестилеток в процессе игры, учитель должен стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость обучения. Интерес - лучший стимул обучения.
Особое внимание необходимо обратить на интеллектуальные игры, в которых в доступной форме вводятся общелогические приемы рассуждений. Это игры: «Кто где живет?», «Заполни квадраты», «Вычислительная машина», «Чудо-мешочек», «Преобразуй слово», «Игра с одним обручем», «Игра с двумя обручами», «Игра с тремя обручами».
Тема «Однозначные числа» вводится в части 2 учебного пособия. Назовем основные направления работы по этой теме:
1) Отвлечение чисел от конкретных равночисленных множеств предметов различной природы, их рукописное и печатное обозначение.
2) Расположение чисел на луче: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9
3) Сравнение чисел, использование знаков <, >, = для составления истинных высказываний.
4) Получение числа, следующего за данным, прибавлением 1 и числа, предшествующего данному, вычитанием 1. Введение базовых приемов сложения и вычитания 1 осуществляется через задачи и на числовом луче.
5) Раскрытие состава чисел проводится также с опорой на наглядность. Используется состав чисел для введения новых вычислительных приемов сложения и вычитания по частям, перестановкой слагаемых:
5+4=5+1+1+1+1=5+1+3=5+2+2=5+3+1, 9-4=9-1-1-1-1=9-1-3=9-2-2=9-3-1, 2+5=5+2=5+1+1.
6) Установление взаимосвязи между сложением и вычитанием. К любому примеру на сложение следует составить два примера на вычитание, а к любому примеру на вычитание пример на сложение и вычитание.
3+2=5 7-2=5 5-2=3 7-5=2 5-3=2 5+2=7
Действие вычитание следует использовать и при сравнении чисел (как подготовка к решению задач на разностное сравнение) 2<7 7-2=5;9>5 9-5=4.
7) Подготовка детей к теме "Двузначные числа". Для этого можно пользоваться набором слов-числительных и предлагать задания перспективно - опережающего характера: 5+2=7. Пятнадцать и два - это сколько? Или 5 - 3 = 2, а пятнадцать без трех - это сколько?
В теме «Двузначные числа в пределах 20» (часть 3) проводится отработка введенных в части 2 вычислительных приемов сложения и вычитания. Таблица сложения и вычитания в пределах 10, в соответствии с требованиями программы, обязательна для запоминания, а знание таблицы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток в пределах 20 обязательным не является. Важно, чтобы дети и по этой таблице закрепили вычислительные приемы и заметили закономерность: 1) прибавляем (вычитаем) до 10; 2) прибавляем (вычитаем) остальное.
В этой теме вводится понятие «разряд», и двузначные числа от 10 до 20 записываются в таблице разрядов.
Числа могут быть результатом не только счета предметов, но и измерения длин, объемов, масс. Выделение темы «Величины и их измерение» (часть 4) подчеркивает важность представлений о величинах и процесс их измерения. Последняя, четвертая тема программы прежде всего систематизирует то, что уже известно детям из их собственного опыта, из предыдущих тем. Она несколько расширяет и уточняет эти сведения.
В частях 2-4 особое место занимают примеры с «окошками». Их назначение - научить детей рассуждать. Например: 5+□=9. Поставим в пустую клеточку число 1. Получаем, что 5+1=9. Это неверно. Проверим число 2: 5 + 2 = 9 - неправильно. Число 3 дает 5+3=9. Это тоже неправильно. А вот число 4 подходит, так как 5 + 4 = 9. Для того чтобы сократить поиск, предлагаем детям понаблюдать за тройками чисел в примерах на сложение и вычитание. Учащиеся устанавливают закономерности:
1) самое большое число при сложении - сумма; 2) слагаемые (если одно из них не равно нулю) меньше суммы; 3) самое большое число при вычитании - уменьшаемое; разность и вычитаемое (если одно из них не равно нулю) меньше уменьшаемого; 4) слагаемое - не самое большое число, поэтому его находят действием вычитания над числами, данными в примере; 5) уменьшаемое - самое большое число в примере, поэтому его находят действием сложения над числами примера; 6) вычитаемое - не самое большое число в примере на вычитание, поэтому его находят действием вычитания.
Материалы по педагогике:
Разработка бинарных действий преподавателя и учащихся на
уроке "Безопасность жизнедеятельности"
Теоретический урок (лекционный), длительностью 45 минут. По дисциплине "Основы охраны труда" на тему "Воздушная среда и ее роль в создании благоприятных условий труда". Цель урока: "Определить уровень сформированности у обучаемых базовых знаний, умений; сформировать предста ...
Обучение самостоятельной деятельности на уроках иностранного языка
Стремление самостоятельно и творчески овладеть знаниями, выполнить задания, требующие проявления критичности ума, воображения, фантазии, мечты, - вот непременные условия возникновения глубокого интереса к учебным предметам. Самостоятельная работа рассматривается как специфическая форма учебной деят ...
Организация и этапы опытно-экспериментальной работы
В исследовании принимали участие учащиеся двух 11-х классов МОУ СОШ № г. Кувандыка Оренбургской области, в количестве 37-ми человек, возрастной состав учащихся, в среднем, составил 16-17 лет. Учащиеся 11 «А» класса (в количестве 18-ти человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков) являлись контрольной г ...