BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности преподавания математики для детей шестилетнего возраста в условиях современной школьной программы » Особенности учебных пособий по математике для подготовительных классов

Особенности учебных пособий по математике для подготовительных классов

Страница 1

Учебное пособие «Математика» для подготовительных классов авторов Н. И. Касабуцкого, А. Т. Катасоновой, А. А. Столяра, Т. М. Чеботаревской состоит из четырех частей. Для первого полугодия предназначены часть первая («Сравнение предметов и множеств предметов, пространственные и временные представления») и часть вторая («Однозначные числа»). Во втором полугодии используются часть третья («Двузначные числа») и часть четвертая («Величины»).

В учебное пособие включены три группы заданий: задания зоны актуального развития ребенка, дающие возможность проводить перспективно-опережающее обучение; задания зоны открытий, подготавливающие детей к установлению закономерности, к открытию правил, определенных свойств; задания зоны ближайшего развития, готовящие детей к самостоятельному поиску оригинальных решений в последующих темах в данном или следующих классах.

К перспективно - опережающим заданиям относятся:

Счет геометрических фигур из данного во вкладыше набора.

Практическое решение всех видов задач, для иллюстрации которых могут быть использованы геометрические фигуры набора.

Для достижения необходимого развивающего эффекта набор заданий должен быть подобран так, чтобы научить не только готовым знаниям, но и деятельности по их приобретению способом рассуждения, применяемом в математике.

Задания в учебном пособии «Математика» для подготовительного класса подобраны так, что учитель может создать на уроке ситуации, стимулирующие самостоятельное открытие учениками математических фактов, их доказательств, закономерностей, решений задач. Задания зоны актуального развития выполняются детьми самостоятельно; задания зоны открытий предусматривают проведение учителем беседы эвристического характера, в ходе которой дети индивидуальным путем приходят к открытиям; задания зоны ближайшего развития готовят детей к изучению дальнейших тем как в подготовительном классе, так и в последующих и выполняются под непосредственным руководством учителя.

Большое внимание уделяется первому разделу программы «Сравнение предметов и множеств предметов. Пространственные и временные представления» (часть 1 учебного пособия). Именно в дочисловой период начинается работа с простыми и сложными высказываниями при образовании множеств предметов, имеющих заданные свойства. («Положите на парту круги. Сколько среди них красных? Что вы можете сказать об одном из не красных кругов?»)

В практической деятельности с конкретными предметами дети впервые встречаются с решением задач. Заменяя яблоки кругами, а груши треугольниками, дети отвечают на вопросы учителя (решают простые задачи). Например:

«В вазе лежало 3 яблока и 4 груши. Сколько фруктов ле­жало в вазе» - простая задача, раскрывающая смысл сложения. Вопросы:

1) «Чего больше (меньше)? На сколько?»- простая задача на разностное сравнение.

2) «Из вазы взяли 2 яблока. Сколько яблок осталось в вазе?» - простая задача, раскрывающая смысл вычитания.

3) «Пять оставшихся фруктов разделили поровну между двумя детьми. По сколько яблок получил каждый? Что ты заметил?» - деление с остатком.

4) «Сколько фруктов нужно прибавить к 5, чтобы ка­ждый ребенок получил по З? Почему?» - деление на рав­ные части; задача, раскрывающая смысл умножения (при ответе на вопрос «Почему?»).»

В дочисловой период дети проводят счет предметов в пределах 20. Для этого они пользуются набором слов-числительных, знакомых им до школы. В некоторых слу­чаях учитель помогает проговаривать эти слова. Уста­навливая, сколько предметов в наборе, предложенном им, дети приходят к выводу, что, перебирая предметы по од­ному и не пропуская ни одного предмета, по последнему слову-числительному можно ответить на поставленный вопрос. В этот период с помощью предметов устанавливают и состав чисел от 2 до 10.

С помощью взаимно однозначного соответствия уче­ники устанавливают, в каком множестве предметов боль­ше (меньше) и на сколько. Практически проводят уравни­вание групп предметов двумя способами: прибавляют не­сколько предметов или убирают лишние.

Геометрические фигуры дети различают по форме (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные), по размерам (большие и маленькие) и по цвету (красные, желтые, зеленые). Набором геометрических фигур из вкладыша к части 1 учебного пособия учитель пользуется при неявном введении общелогических приемов: класси­фикации (по одному, двум и трем свойствам), конкретиза­ции, сравнения и сопоставления.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Опытно-поисковая работа по проблеме использования нестандартных уроков на практических занятиях по профессии «парикмахер»
Опытно-поисковая работа по проблеме: нестандартные уроки. Эксперимент осуществляется на базе «Уральского колледжа бизнеса и технологии красоты». Описание базы: на базе колледжа «Уральского колледжа бизнеса управления и технологии красоты» существует 2 лаборатории, для проведения уроков профессионал ...

Состав учебно-методических комплексов
ЭУМК должны полностью обеспечивать все виды занятий по дисциплине и включать в себя: • средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая); • средства поддержки практических занятий; • лабораторный практикум, позволяющий проводить занятия при всех поддерживаемых учебным з ...

Результаты анкетирования родителей и педагогов
На III этапе исследования мы провели анкетирование родителей и педагогов. Анкетирование родителей Цель исследования: выяснить, какие пути и средства используют родители в семье для объяснения детям устаревшей лексики. Контингент: для реализации поставленной цели мы провели анкетирование 20 родителе ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru