Психологическая зависимость одного человека от семьи, группы, общины запрограммирована в генетическом аппарате и наиболее ярко проявляется в социальной потребности в общении с себе подобными. Рожденный человеком, человеческий ребенок не сможет стать человеком, если будет лишен возможности жить и развиваться в среде себе подобных.
Актуально звучит мысль А.Н. Толстого: "Нет проблемы - как воспитывать детей; есть только один вопрос: как жить всем вместе, взрослым и детям". Новое положение ребенка в антропоцентрической педагогике характеризуется тем, что педагоги ориентируются не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение проживания каждого этапа: детства, отрочества и юности, - в соответствии с психофизическими и другими особенностями развивающейся личности.
Индивидуальное бытие человека, вплетенное в социальную жизнь окружающих ребенка людей, создает уникальную, внутренне противоречивую живую общность двух людей, которую В.И. Слободчиков обозначает как событие. По его мнению, в европейской образовательной традиции особой ценностью и в то же время вектором развития является движение в сторону самостоятельности, в сторону образования само деятельного, самосознающего самоустремленного (предельно индивидуализированного) субъекта, способного с некоторого момента к саморазвитию. Именно эта общественно-культурная ценность определяет ту направленность действий взрослого, с которой он и входит в событийную общность.
Необходимо создание условий соучастия ученика с другими субъектами образовательного процесса в организации собственного учения, проявление его по самостоятельности и способности к творчеству являются основой современных требований к построению педагогической системы. Важность реализации этих требований делает актуальной разработку способов организации образовательного процесса, в которых акцент перенесен на уникальность и само бытность личности.
А это возможно лишь в том случае, если взрослые видят в ребенке не функцию, а человека самобытного, имеющего свой сложный мир отношений, интересов, стремление к полноценному досугу, к яркой жизни. Уважение к личности ребенка и его достоинству, принятие его личных целей, запросов, интересов, создание условий для его самоопределения, самореализации, самодвижения и развития непременные условия процесса реабилитации особенных детей.
Весь учебно-воспитательный процесс опосредован различными формами социальных и межличностных отношений. Совместная работа, понимание и сотрудничество определяют включение ребенка в систему гуманных отношений различного уровня позволяет ему восстанавливать и развивать не только коммуникативные способности.
Особая высокая культура построения отношений и форм взаимодействия на всех уровнях жизни школьного сообщества (педагог - отдельный ученик, группа учеников, педагогический коллектив) дает возможность говорить о его открытости как способности постановки и решения творческих задач широкого жизненного звучания. Формирование образовательной среды, раскрепощающей личность, способствующей ее полнейшему раскрытию, одновременно запускает в действие реабилитационные механизмы.
Идеи гуманитарного (целостного, многомерного) мировосприятия развиваются на основе теоретического синтеза подходов, разрабатываемых современной психологией и социально-историческими исследователями. В таком понимании образовательная среда может быть названа жизненной.
Образовательная среда школы не является универсальной. Как показывает наблюдение, даже однотипные школы имеют весьма существенные различия, особенно в сфере межличностных отношений, которые наиболее значимы для становления мировосприятия. Поэтому важно, какие межличностные связи устанавливаются в отдельной школе в системах "педагог - ученик", "ученик - ученик" и "педагог - педагог".
Иными словами, социокультурная образовательная среда - это текст жизни человека, объединяющий мельчайшие детали повседневности, общения и, благодаря средствам массовой коммуникации, события важные для всего мира, человечества в делом - условия жизнедеятельности индивида, обусловливающие иерархическую структуру многообразных взаимодействий в системе "чёловек - среда".
Материалы по педагогике:
Влияние игры на формирование гуманных
взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. К игре детей побуждает стремле ...
Отдельные эпизоды из жизни семьи
Первые годы – самые трудные. Оставшись в Сибири, бабушкины родители привыкли к ней и полюбили. Сразу после войны, конечно, было очень трудно и голодно. Жили в маленькой квартирке в доме барачного типа. Не было вторых оконных рам чтобы утеплиться на зиму. Дров им, приезжим, взять было негде. Всё лет ...
Анализ опыта школ по поддержке здоровья младших
подростков
Одним из ключевых направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Не секрет, что одна из причин слабого здоровья школьников – это неправильная организация учебного п ...