Музыкальные школы все более становятся очагами музыкальной культуры. Это потребовало серьезного анализа существующих принципов работы школ, совершенствования методов, частичного изменения содержания обучения в них. Особое значение в работе музыкальных школ приобрели задачи музыкального просвещения, приобщения детей к общественно-полезной деятельности в области музыки.
В 1970-80-е годы в музыкальных школах все большее внимание уделяется различным формам коллективного музицирования, что сказалось, прежде всего, на развитии хоровых и оркестровых коллективов. Этому в значительной мере способствовало изучение опыта работы хоровых студий, доказавших огромные преимущества коллективных форм музыкального воспитания и обучения детей, не ставящих перед собой задач ранней профессиональной ориентации.
В 1970-е годы в структуре музыкальной школы в экспериментальном порядке появляется новое отделение — хоровое, учебный план которого был разработан на основе опыта хоровых студий. В отличие от учебных планов традиционных инструментальных отделений (фортепианного, струнного, народных и духовых инструментов), где хоровой класс является одним из предметов, помогающих развитию слуха, музыкальной культуры учащихся, обогащению их исполнительского опыта, учебный план хорового отделения предусматривал хоровой класс как основной предмет учебного процесса. Введение учебного плана, усиливающего роль хорового пения, дало возможность преобразовать многие самодеятельные хоровые студии в музыкально-хоровые школы, сохранив при этом лучшие традиции студийных форм работы (массовость, коллективное воспитание, некоторые сложившиеся принципы организации учебно-воспитательного процесса, детское самоуправление и т. п.).
1970-80-е годы принесли музыкальным школам целый ряд новаторских начинаний; пересмотр системы начального музыкального образования, создание новых учебных планов и т. д. Значительно расширяются сложившиеся традиционные формы организации музыкального воспитания.
Кроме хоровых отделений, в школах создаются отделения хореографии, изобразительного и даже театрального искусства. Эти новые очаги всестороннего эстетического образования и воспитания школьников получили довольно широкое распространение, особенно в районных центрах, в сельской местности, рабочих поселках и т. д. Музыкальные школы в массовом порядке превращаются в школы искусств, становясь мощными очагами культуры. Школы искусств как бы синтезировали в себе лучший опыт послевоенных десятилетий, накопленный в области школьных и внешкольных форм эстетического образования и воспитания детей. Детские хоровые и оркестровые коллективы, хореографические ансамбли, театрализованные представления, студии – вот далеко не полный перечень новых видов творческой деятельности детей, характерных для школ искусств.
Значительно обогатились и расширились контакты между общеобразовательными, музыкальными школами и школами искусств. Широко распространяется опыт работы музыкальных школ и школ искусств на базе общеобразовательных школ, зародившийся в 1970-80-е годы.
В соответствии со сложившейся в жизни практикой в конце 1980-х годов в музыкальных школах и школах искусств была разработана новая структура учебного плана, которая вобрала в себя опыт предшествующих лет и традиции начального музыкального образования. В ней предусмотрена возможность дифференцированного подхода к задачам и содержанию обучения на разных ступенях музыкального образования.
В учебных планах, утвержденных Министерством культуры, большое внимание уделяется коллективным формам музицирования — хору, оркестру. Увеличено время на эти предметы в старших классах инструментальных отделений. Хоровые отделения в основном сохранили сложившуюся структуру.
Материалы по педагогике:
Понимание педагогического артистизма в трудах отечественных
педагогов
"Артист" в широком смысле слова - это мастер своего дела, виртуоз, искусник. А артистизм - это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда уроки поднимаются на желанную духовную высоту. По В. Далю: "мастер - это особенно сведущ ...
Пейзаж - жанр живописи
Пейзаж (от французского paysagе - местность, страна) – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения. Наряду с понятием « ...
Текущее повторение ранее пройденного
Текущее повторение в процессе изучения нового материала — весьма важный момент в системе повторения. Оно помогает устанавливать органическую связь между новым материалом и ранее пройденным. Текущее повторение может осуществляться в связи с изучением нового материала. В этом случае повторяется матер ...