Глобализация сферы высшего образования стала дополнительным фактором усиления европейской интеграции. На значимость этого процесса указывает Болонская декларация, где говорится о «противостоянии вызовам нового тысячелетия» и об увеличении международной конкурентоспособности европейского образования (что определено как цель). Обратим внимание на то, что термин «конкурентоспособность» (competitiveness) обычно применяется для характеристики субъектов рынка. Действительно, в 1990-е годы интенсивно развивался глобальный рынок высшего образования, что выразилось в росте трансграничных потоков образовательных услуг, предоставляемых как традиционным сектором высшего образования, так и альтернативными провайдерами образования (в т.ч. виртуальными и корпоративными университетами), и увеличении числа иностранных студентов. Если в 1995 г. объем этого рынка оценивался экспертами ВТО в 27 млрд. долларов, то в начале XXI века они говорили уже о 50-60 млрд. долл. Для сравнения, в 1999 г. расходы на высшую школу Франции составили 17,4 млрд. евро (в ценах 1999 г.). Вообще, мировые расходы на образование в 2000 г. ЮНЕСКО оценивались в 2 000 млрд. долл. Другой показатель – рост числа иностранных студентов. По данным ЮНЕСКО уровень международной мобильности вырос с 1980 г. на 300 %. Однако стоит учесть, что высокие темпы роста мобильности сопровождались высокими темпами роста высшей школы. Более показательной в этом смысле могла бы быть динамика доли мобильных студентов по отношению ко всем студентам, однако точная статистика начала вестись только с 1998 г. В 1993 г., по оценке ЮНЕСКО, в мире училось 1,22 млн. иностранных студентов. В 2000 г., когда число студентов в мире достигло 84,26 млн. человек, количество иностранных студентов было около 1,62 млн. человек (1,92 %), т.е., несмотря на высокую динамику роста, среднемировые показатели студенческой мобильности остаются относительно небольшими.
Мировые студенческие потоки, в целом, имеют однонаправленный характер и сориентированы с «Юга» на «Север». США, Великобритания, Австралия, Германия и Франция принимают более 70 % всех иностранных студентов. При этом первые три страны реализуют стратегию, направленную на получение дохода, две последние – на привлечение квалифицированной рабочей силы. Бесспорное лидерство по приему иностранцев имеют США (около 30 %), половина мобильных студентов учится в Европе. Основными «поставщиками» иностранных студентов являются Азия (45% в 2002 г.) и Африка (30 %). Роль лидеров здесь занимают Китай, Корея, Индия и Япония, откуда уезжает учиться 25 % общего числа иностранных студентов. Интересно, что вслед за ними идут (если не считать Марокко) Германия, Франция и Греция, причем 32 % мобильных студентов из этих стран направляется в Великобританию, 15 % - в США. Подобная неравномерность студенческих потоков и тенденции к ее усилению дали повод говорить о складывании нового колониализма в высшем образовании. Действительно, среднемировые 2 % студенческой мобильности превращаются для некоторых развивающихся стран в миллионы долларов экономического ущерба, связанного с «утечкой мозгов» и капиталов. Ф.Г. Альтбах, в частности, указывает, что только те деньги, которые тратятся за границей студентами из некоторых развивающихся стран, превышают сумму поступающей туда иностранной помощи.
Глобальный рынок высшего образования как и всякий другой рынок стремится развиваться по соответствующим законам экономики, что находит выражение в представлении о знании как о товаре, а о процессе обучения как об услуге предпринимателя-университета клиенту-студенту. Круг субъектов глобального рынка высшего образования достаточно широк: транснациональные корпорации, разрабатывающие корпоративные образовательные программы и создающие корпоративные университеты; правительства, реализующие стратегии привлечения иностранных студентов; вузы, обучающие иностранцев и распространяющие дистанционные образовательные программы, организующие за рубежом свои филиалы и продающие другим вузам образовательные программы, методики и право пользования своим именем; консалтинговые и другие коммерческие компании, предлагающие программы дополнительного образования и др. Но если «традиционные силы» высшего образования в лице университетов (главным образом, государственных) за счет продажи образовательных услуг пытаются диверсифицировать источники финансирования, то такие влиятельные организации, как Всемирный Банк, ВТО, ОЭСР, ЮНЕСКО видят в образовании «многообещающий рынок» и стремятся вовлечь в этот рынок все национальные системы образования. Нужно сказать, темпы роста этого рынка различаются от сегмента к сегменту. Наиболее впечатляющую динамику показывает сектор корпоративного образования: если в 1980-х годах существовало несколько корпоративных университетов, в 1992 г. их было уже 400, а в 2002 г. – 1600. Эксперты Всемирного Банка предсказывают, что в 2010 г. число корпоративных университетов превысит число традиционных. Схожие темпы роста демонстрирует сектор виртуального образования (e-learning), что стало возможным благодаря широкому распространению информационных технологий. Однако стоит отметить, что в этих секторах студенты получают в большей степени дополнительное образование; что касается базового высшего образования, то «традиционные» вузы удерживают здесь твердые позиции. Это подтверждает и рост студенческой мобильности, о котором речь шла выше.
Материалы по педагогике:
Высшее образование
История высшего образования во Франции уходит корнями в средневековье. Первый французский университет был основан в Париже в начале XIII века, в XIII-XIV вв. университеты появляются в Тулузе, Монпелье, Реймсе, Авиньоне, Орлеане и других городах. С XVI в. начинают создаваться первые высшие учебные з ...
Понятие индивидуальной формы обучения
Система индивидуального обучения сложилась ещё в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному приемнику, занимаясь с ним индивидуальн ...
Анкетирование детей: ранжирование предметов среди учащихся 1 класса
Для определения значимости уроков труда для учащихся проводилось анкетирование в 1-ом классе, обучаемом по традиционной системе без какой-либо программы по трудовому обучению, средней общеобразовательной школы №618 г. Москвы в середине второй учебной четверти. Было опрошено 22 учащихся, каждому из ...