Общения с каждой группой происходит по некоторому особенному шаблону, что естественно, ограничивает возможности самореализации ребенка, влияет на успеваемость, поведение, препятствует его активности, вредит развитию личности учеников. По итогу в депривационных условия оказываются ученики всех групп.
В образовательной депривации можно выделить несколько аспектов. Один из них – эмоциональная депривация со стороны педагога. Это происходит в том случае когда учитель не обращает внимания на нужды ученика, игнорирует его как личность, не помогает проявляться его индивидуальности. Педагог механически выполняет свою работу, как робот. Нередко в процессе обучения происходит формальное усвоение знаний. По итогу происходит механическое заучивание информации без какого либо понимания и осознания. В данном случае в образовательной депривации прослеживается аспект когнитивной депривации. Здесь когнитивная депривации так же выступает подвидом, только в более мелком масштабе. Когнитивна депривация возникет в образовательном процессе, когда ограничиваются возможности ребенка в усвоении значений внешнего пространства, связанные с осмыслением происходящего вовне. Слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего пространства образовательного процесса не позволяет ребенку понимать, предвосхищать и регулировать упорядочение внутренних образов, а следовательно, максимально реализовывать сущностные силы, расширять имеющийся опыт.
Когнитивная депривация появляется тогда, когда ученик пытается осмыслить информацию, которую он еще в силу своих возрастных или индивидуальных особенностей не может усвоить. Индивидуальные особенности могут оказывать значительное влияние на характер и темп развития. Необходимость заучивания большого объема непонятной ребенку информации приводит к отчуждению от усваиваемых в школе знаний и может рассматриваться как когнитивная депривация со всеми вытекающими из нее последствиями.
Семья может являться как ослабевающим, так и усиливающим фактором оказывающим влияние на образовательную депривацию. Например, в некоторых семьях образование вообще не представляет значимой ценности, с раннего возраста у ребенка не поддерживаются ценностные стимулы учения. Образованию не придается большого значения. По итогу ребенок изначально оказываться закрытым для восприятия образовательной информации.
При исследовании образовательной депривации возникают определенные трудности и одна из связана с тем что, образовательная депривация в большей степени выражается в скрытой форме.
Материалы по педагогике:
Интеграционные процессы в высшем образовании Европы до Болонского процесса
Болонский процесс, начавшийся летом 1999 г., придал стремительное ускорение европейским интеграционным процессам в сфере высшего образования. Однако сказать, что он инициировал интеграцию, было бы неправомерно. Интеграция в высшем образовании, а еще шире – его интернационализация – началась значите ...
Особенности личностного развития одаренных детей
При всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые проявляются в поведении ребенка, в его общении ...
Психолого-педагогический аспект изучения темы «Площади плоских фигур» в
средней школе
В этом параграфе рассмотрим вопросы, связанные с проблемой развития психических функций учащихся при изучении темы «Площади плоских фигур» с учетом их возрастных особенностей . О каких бы проявлениях индивидуальных особенностей учащихся ни говорили, какие бы виды деятельности ни описывали, постоянн ...