На сегодняшний день серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков. Дети группы социального риска постоянно находятся в стрессовом состоянии, испытывают на себе психическую, эмоциональную, коммуникативную депривацию.
Длительное воздействие на маленького ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками формирует у него внутреннюю напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.
В течении последних лет в психологической литературе достаточно активно стал применятся термин депривация, но в определении содержания данного понятия нет единства.
Депривация (от англ. deprivation) – переводится как лишение или потеря. Основой слова является латинский корень privare в переводе это значит «отделять». В английском префикс de обеспечивает усиление значения корня.
Депривация - это потеря чего-либо, лишение из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности. Причем в данном термине говориться не физических лишениях, а именно о не удовлетворенных психических потребностях. Достаточно часто можно встретить термин «психическая депривация», в котором рассматривается именно психическое состояние человека.
Один из популярных электронных справочников дает следующие определение психической депривации.
Психическая дпривация - психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактов.
Й. Лангмейер и З. Матейчек дают такое определение:
«Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени».
При этом в число «основных (жизненных)» потребностей авторы включают:
1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;
2) потребность в основных условиях для действенного учения;
3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;
4) потребность общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения различными общественными ролями и ценностными целями.
Иногда понятия депривации приравниваю к понятию фрустрации, однако это ошибочное действие так как они значительно отличаются. Принципиально отличие фрустрации от депривации выражаеться, в том, что при депривации человек ранее не был знаком с благом, которого сейчас лишён (высшие образовании, машина, путешествие). Во время фрустрации человек ранее был хорошо знаком с благом, полностью обладал им и хочет его иметь снова (еда, здоровье, социальная стабильность).
Материалы по педагогике:
Алкоголизм, наркомания и токсикомания как социальная проблема
Негативные явления, порождаемые потреблением спиртных напитков, таят в себе большую опасность для общества. Потребление алкоголя прежде всего дурно влияет на здоровье людей. Злоупотребление алкоголем способствует развитию соматических и психических заболеваний, и это есть одна из причин смертности ...
Рисование «Украсим рукавичку домик»
Учить детей рисовать по мотивам сказки «Рукавичка», создавать сказочный образ. Развивать воображение, творчество. Формировать умение украшать предмет. Закреплять умения использовать в процессе рисования краски разных цветов; чисто промывать кисть и осушать ее о салфеточку, прежде чем взять другую к ...
Специфика социально-педагогической
поддержки детей группы риска
Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «групп ...