Лекция вдвоем: проводится двумя преподавателями (педагогики и психологии, психологии физиологии). Она может проводиться преподавателем и хорошо подготовленными студентами. Основной замысел проведения такой леки состоит, во-первых, в том, чтобы компетентно осмыслить проблему с позиции разных наук: педагогики и психологии, психологии и физиологии. Во-вторых, прием чтения вдвоем позволяет лучше акцентировать внимание студентов на наиболее важной информации. При этом один из преподавателей (студентов) сообщает наиболее важные положения, а второй на конкретных фактах раскрывает их суть, показывает пути использования этих идей. Эта форма обучения учит студентов выделять главное и акцентировать на нем внимание аудитории.
Лекция с ошибками: используется для закрепления ранее изученного материала и контроля за усвоением знаний. Ее целесообразно использовать в целях более глубокого осмысления наиболее важного для профессиональной деятельности теоретического материала. Содержание лекции обычно отпечатывается на отдельных листах и предлагается для самостоятельного изучения студентам. Студенты должны обнаружить в тексте ошибки и обосновать суть ошибок. Такая форма обучения способствует формированию умения осуществлять самоконтроль при изучении теоретического материала.
Семинар-игра типа "Что, где, когда?", "Брейн-ринг" проводится для обобщения знаний по теме или разделу программы. Для проведения игры подбираются команды. Игровой характер деятельности, использование театрализации, соревнований, публичного демонстрирования умственных способностей активизируют деятельность студентов и значительно повышают интерес к предметному содержанию. Эта форма занятий важна тем, что студенты обучаются умению использовать познавательные игры для обобщения материала по теме.
Семинар-шоу — при проведении занятия в данной форме группа студентов разбивается на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа получает задание раскрыть основные идеи раздела, темы программы в форме спектакля, сказки. Проведение учебных занятий в такой форме важно потому, что здесь студенты учатся режиссуре, у них интенсивно развиваются творческие способности, студенты учатся перевоплощаться, развивают у себя артистические способности. Формируются умения перерабатывать содержание научной информации в образную конкретную форму, доступную для восприятия и усвоения на основе инсценирования.
Игры-путешествия — одна из эффективных и интересных форм изучения информации и средство для обучения студентов методике проведения познавательных игр, что позволяет вводить в обучение элементы игры. Для проведения игры-путешествия подбираются "экипаж" и средства передвижения, намечается "маршрут". В соответствии с логикой изучения нового материала выделяются отдельные "станции". На каждой "станции" происходит ознакомление с ее жителями и законами их жизни. Завершается путешествие подведением итогов, обобщением тех знаний, которые были получены в ходе путешествия. Подготовка к проведению игры-путешествия заключается в детальном ознакомлении с содержанием очередной темы занятия и переработке научного содержания в логически стройный, последовательный процесс передачи его в образной, инсценированной форме на каждом из этапов; в подготовке красочного оформления маршрута, в выработке критериев обобщения игры, распределения ролей между отдельными студентами.
Ролевые этюды используются на уроках основ педагогического мастерства, когда рассматриваются и разыгрываются педагогические ситуации: данный метод находит применение во время зачётов у студентов заочного отделения. При подготовке к педагогической практике на консультациях со студентами разыгрываются мимические и пантомимические этюды, где учащиеся стараются воплотиться в образы людей, животных. Затем эти вариации используются в обучении детей при подготовке и проведении театрализованных и сюжетно-ролевых игр. Ролевые импровизации выполняются при подготовке к выступлениям, связанных с проведением утренников, которые проводятся в колледже (для детей сотрудников под Новый год), при посещении Новооскольского детского дома и ДОУ города.
Таким образом, в Алексеевском педагогическом колледже используют активные методы обучения в подготовке специалистов дошкольного образования.
Материалы по педагогике:
Исследование проблемы развития связной речи у детей
старшего дошкольного возраста в семье в трудах отечественных специалистов
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это "адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя ил ...
Социальный статус педагогической профессии
Социальный статус педагогической профессии как индекс ее положения в обществе является методологическим основанием упорядочения, формализации, регламентации отношений, мотивационных оснований деятельности. Оценка престижа педагогической профессии как интегрального показателя социального статуса в с ...
Университетский сектор высшего образования
Во Франции существует 80 государственных университетов и несколько частных: 3 светских университета и 5 католических. К числу вузов университетского типа также относятся 3 национальных политехнических Института (Institut nationaux polytechniques, INP). Университеты представляют собой учебные и науч ...