В процессе прохождения государственной практики в ГОУСПО "Алексеевском педагогическом колледже" нами была проведена опытно-экспериментальная работа. Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с экспериментальной группой студентов 3 курса заочного дошкольного отделения в количестве 20 человек.
Цель опытно-экспериментальной работы: Выявить возможности использования активных методов обучения в подготовке специалистов дошкольного образовании в педагогическом колледже.
Задачи:
Изучить методическую литературу, выявить активные методы, их многообразие в подготовке специалистов дошкольного образования в педагогическом колледже.
Проанализировать возможности использования активных методов обучения в подготовке специалистов дошкольного образования в педагогическом колледже.
Сделать выводы и обобщения.
Таким образом, опытно-экспериментальную работу мы начали с выявления наиболее распространённых методов, используемых на учебном занятии, и предпочтений студентами этих методов. Мы провели экспресс-опрос студентов: Экспресс-опрос студентов педагогического колледжа
Уважаемый студент! Какому из перечисленных вариантов ответа на поставленный вопрос вы отдадите предпочтение? Обведите кружком не более трех, определив их рейтинговое место как №1, №2, №3. В конце опроса укажите ваш возраст и курс.
Благодарим вас за искренность.
Что вам больше всего нравится делать на уроке:
слушать преподавателя;
участвовать в диалоге с ним;
отвечать на поставленные вопросы;
выполнять задания творческого характера;
делать задания, сочетающие четкую установку педагога с самосто-
ятельностью студентов;
выполнять упражнения по образцу;
играть с преподавателем на занятии;
самостоятельно работать с книгой;
решать педагогические задачи;
выполнять самостоятельную работу по обучающим программам;
смотреть учебные кинофильмы, видеофрагменты;
Заниматься пересказом учебного материала.
Результат экспресс-опроса определялся путем ранжирования ответов студентов. Рейтинг предпочтений студентов позволил выявить, какие методы обучения наиболее распространены на учебных занятиях в колледже, а также заинтересованность студентов процессом обучения.
Студентам Алексеевского педагогического колледжа больше всего нравится:
Участвовать в диалоге с преподавателем: 12 человек (60%).
Выполнять задания творческого характера:16 человек (80%).
Играть с преподавателем на занятии. 9 человек (45%).
Материалы экспресс-опроса мы использовали для корректировки системы методов обучения в рамках своего предмета с учетом индивидуальных особенностей конкретной учебной группы.
Подготовка специалистов дошкольного образования в педагогическом колледже требует использования активных методов обучения.
Таким образом, опытно-экспериментальную работу мы начали с изучения системы работы по использованию активных методов обучения в подготовке специалистов дошкольного образования в Алексеевском педагогическом колледже.
Нами были проанализированы занятия по педагогике преподавателя Алексеевского педагогического колледжа Игнатовой Н.Б.
Нам была предложена опорная таблица для анализа и конструирования занятия. Смотри таблицу 2.1.
Мы рассмотрели, как использует в своей работе активные методы обучения Игнатова Н.Б. За период с 2004 учебного года по 2006 учебный год ею была проведена работа по следующим направлениям:
Педагогическая технология личностно-ориентированного обучения рассматривалась в 2004 году на заседании педагогического совета колледжа в выступлении по теме: "Роль и место индивидуальности в структуре здоровьесберегающих технологий обучения" и нашла своё продолжение в методической теме: "Деловые игры на уроках педагогики".
Данная тема была озвучена на семинаре-практикуме в 2005 году и реализуется на уроках педагогики и основ педагогического мастерства.
Уроки - деловые игры предусматривают решение таких задач как повышение педагогического и профессионального мастерства студентов, умения проявлять коммуникативные, организаторские, перцептивные, креативные, аналитические и другие умения и способности учащихся, проявлять самостоятельность и активность. Наиболее ярко это наблюдалось на уроках: "Заседание НСО", "Приёмы педагогического воздействия". Смотри приложение 2, "Родительское собрание". Смотри приложение 3.
Мы осуществили наблюдение и анализ учебных занятий с точки зрения эффективности использования активных методов обучения. Игнатова Н.Б. на своих занятиях использует такие нетрадиционные формы, как лекции вдвоем, лекции с элементами проблемного обучения, семинары-игры.
Раскроем некоторые виды нетрадиционных занятий:
Материалы по педагогике:
Методика обучения решению составных задач на
нахождение четвертого пропорционального
Задача на нахождение четвертого пропорционального – это задача, в которой даны три величины, связанные прямо или обратно пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна постоянная, при этом известны два значения одной переменной величины и одно из соответствующих значений другой перемен ...
Языковое тестирование как способ контроля при обучении английскому языку
Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении ИЯ считается тест. В зарубежной литературе по тестированию под педагогическим или психологическим тестом часто понимают процедуру, предназначенную для выявления конкретного образца поведения (в нашем случае – речевого), из которого можно сде ...
Исследования современных методик обучения английскому языку как второму
иностранному
Выдвижение иноязычной культуры в качестве цели обучения вызвало появление вопроса о необходимости создания новой методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели наиболее эффективным и рациональным способом. Логика разработки коммуникативной методики привела к окончательному в ...