Разговор с детьми о содержании предстоящей игры
о возможном сюжете игры;
о создании игровой обстановки;
о распределении ролей;
об использовании атрибутов.
Этот прием помогает выяснить уровень подготовленности игры и при необходимости наметить пути восполнения упущенного.
Приемы прямого воздействия на сюжетно-ролевые игры
Участие в сговоре на игру:
Участие взрослого в сговоре позволяет координировать действия детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Использование этого приема помогает приобщать детей к самостоятельному поиску и решению вопросов, как содержания игры, так и ее организационных начал.
Ролевое участие воспитателя в игре:
помогает влиять на процесс развития содержания игры;
взрослый, выступая на равных с детьми, подсказывает новые игровые действия;
помогает установлению игровых отношений;
оберегает и развивает единую линию игры.
Предложение новой темы игры:
возможность влияния на содержание игры;
нужно, чтобы были готовы все необходимые атрибуты и подобраны игрушки к новой игре;
используется воспитателями при осуществлении индивидуальной работы с детьми.
Разъяснение, помощь, напоминание, вопрос, совет по ходу игры.
Все эти приемы широко используются в руководстве сюжетно-ролевыми играми. Дети при целесообразном педагогическом руководстве самостоятельно находят способы воспроизведения, распределяют роли, творчески комбинируют ситуации из одного или двух-трех произведений, развивают содержание, широко используя свои знания, умения. Поэтому важно способствовать развитию и совершенствованию игровой деятельности детей.
В период дошкольного детства взрослый является для ребенка непререкаемым авторитетом. На многие предметы и явления окружающей жизни дети смотрят глазами взрослых, перенимая их взгляды и оценки. Все, что взрослый оценивает отрицательно, - дети считают плохим, то, что положительно - хорошим.
Воспитатель пользуется оценкой, выражая в ней свое отношение, как к конкретному действию, так и к личности ребенка, для того чтобы разъяснить смысл определенных поступков и, в конечном итоге, соответствующим образом повлиять на поведение дошкольников.
Но всегда ли оценка педагога является средством достижения желаемого воспитательного эффекта?
На первый взгляд кажется, что в применении оценки нет ничего сложного: совершил ребенок неверный с точки зрения морали поступок - дать отрицательную оценку, поступил в соответствии с моральными нормами - оценить положительно. Однако не всегда такое отношение к поступкам детей будет правильным.
"Теоретические же исследования, а также практика опытных воспитателей показывают, что оценка должна быть конкретной, содержащей определенное отношение как к поступку, так и к самому ребенку. При этом важным условием является выявление мотивов, которыми руководствовался ребенок в своих действиях.
Использование оценок с целью корректирования поведения детей требует от воспитателя тщательного анализа ситуации, выявления мотивов детских поступков, а также знания особенностей воздействия разного вида оценок на сознание ребят".
Это остается актуальным и при рассмотрении вопроса о влиянии оценки на процесс формирования взаимоотношений дошкольников. Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей старшей группы, В. Каминенко (условно) разделила их на три группы.
К первой отнесла детей, у которых коллективистские качества развиты в достаточной мере. Они умеют "по справедливости" разделить игрушки, могут самостоятельно оказать помощь товарищу, сочетать свои интересы с интересами окружающих. Эти дети бывают хорошими организаторами, сверстники любят таких ребят, охотно принимают их в свои игры, делятся игрушками, доверяют им свои секреты.
Материалы по педагогике:
Возможности рисования в
формировании образа человека у детей старшего дошкольного возраста
По мнению А.А. Бодалев образ человека ребёнок наиболее ярко передает в рисунке. Особенности отражения человека детьми раскрываются в художественном творчестве, в частности в изобразительной деятельности детей. Какое место в содержании детских работ занимает человек, какие стороны в нем юные художни ...
Участники Болонского процесса
Болонская декларация не ставила условий для присоединения к процессу, но зато подтверждала приверженность принципам Сорбонской декларации, что закрепляло право на участие в процессе любых европейских стран. Для вступления в Болонский клуб стране-претенденту было достаточно сделать соответствующее з ...
Неуниверситетский сектор высшего образования
Неуниверситетский сектор представлен различными школами высшего образования. Наиболее известными и престижными являются так называемые Большие школы, объединяющие несколько десятков вузов разного профиля с высоким уровнем обучения, устойчивыми традициями и репутацией. К их числу относятся, например ...