В настоящее время отечественная педагогика развивается в основном в трех направлениях.
Первое направление стремится к модернизации педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков.
Второе направление характеризуется введением личностно ориентированных образовательных технологий. Этот безусловно прогрессивный опыт связан с введением в школу зарубежных образовательных технологий, а их использование в нашей школе порождает зачастую много проблем, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившиеся формы обучения и воспитания.
Третье направление предполагает обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, несправедливо забытым на многие десятилетия. Как показывает педагогическая практика, это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.
Русская педагогика, отражая в своем развитии общие закономерности становления мировой науки и образования, имела и свойственные ей одной характерные основания и особенности. Одним из таких оснований явилось древнее, восходящее к христианским православным истокам, понимание просвещения.
Особенностью отечественной теории педагогики является ее философско-богословская направленность. В единстве светской, церковной православной педагогической мысли выявилась культурно-историческая специфика российской теории и практики образования и воспитания, которую возможно выделить только при рассмотрении отечественной истории педагогики как части европейской.
Говоря о работе воспитателя в России отодвинуть эти коренные особенности, по меньшей мере, нерационально.
По словам К. Д. Ушинского важнейшим фактором воспитания (1824-1870) является традиционное народное воспитание – а это, прежде всего, воспитание церковное; древняя православная вера, «превратившаяся в кровь и плоть народа». Русская патриархальная нравственность, пресвященная верой – главная опора школы. Православную веру Ушинский называл «неисчерпаемым и уже существующим источником нравственного и умственного развития».
Основываясь на отечественной педагогической традиции, К. Д. Ушинский подчеркивал высокое воспитательное значение страха Божьего как антитезы «страху учительскому», как основы внутренней свободы. «Если человек достигнет до той нравственной высоты, что боится только одного Бога, то это значит, что он боится одной своей собственной совести – и больше ничего в мире не боится».
В рамках православной педагогики можно говорить о 2-ух уровнях педагогической деятельности. На первом уровне рассмотрения педагогических проблем приоритетным являются проблемы духовно-нравственного становления личности, обеспечение душеспасительной атмосферы, в которой происходит правильное и свободное психофизическое развитие. На втором уровне основными проблемами являются психофизическое развитие и процесс социализации.
На деле жизнь человека во всех ее проявлениях есть и результат, и следствие, и одновременно средство духовно-нравственного становления. Возвращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания приводит нас к восстановлению утерянной полноты в сфере педагогике.
В ходе лекций «Социальная педагогика», мы рассматривали высшие общечеловеческие ценности если во главу предложенных мы поставим ценность – любовь к Богу, то все остальные станут неотъемлемым следствием этой любви.
Материалы по педагогике:
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок
нарушений чтения
Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не ...
Совершенствование двигательной культуры движений
Совершенствование двигательной культуры движений в течение учебного дня детей и подростков очень большую роль играет активизация их двигательного режима. Самым лучшим средством для этого является физическое упражнение. Школьникам необходимо прививать любовь к двигательной деятельности начиная с пер ...
Определение уровня сформированности словаря старших дошкольников
Для выявления выявление уровня сформированности словаря детей использовался комплексный тестовый метод диагностики речевого развития Ф.Г. Даскаловой. В обследовании приняли участие 15 детей. Обследование лексического развития старших дошкольников проводилось на материале природоведческой лексики и ...