В настоящее время отечественная педагогика развивается в основном в трех направлениях.
Первое направление стремится к модернизации педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков.
Второе направление характеризуется введением личностно ориентированных образовательных технологий. Этот безусловно прогрессивный опыт связан с введением в школу зарубежных образовательных технологий, а их использование в нашей школе порождает зачастую много проблем, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившиеся формы обучения и воспитания.
Третье направление предполагает обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, несправедливо забытым на многие десятилетия. Как показывает педагогическая практика, это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.
Русская педагогика, отражая в своем развитии общие закономерности становления мировой науки и образования, имела и свойственные ей одной характерные основания и особенности. Одним из таких оснований явилось древнее, восходящее к христианским православным истокам, понимание просвещения.
Особенностью отечественной теории педагогики является ее философско-богословская направленность. В единстве светской, церковной православной педагогической мысли выявилась культурно-историческая специфика российской теории и практики образования и воспитания, которую возможно выделить только при рассмотрении отечественной истории педагогики как части европейской.
Говоря о работе воспитателя в России отодвинуть эти коренные особенности, по меньшей мере, нерационально.
По словам К. Д. Ушинского важнейшим фактором воспитания (1824-1870) является традиционное народное воспитание – а это, прежде всего, воспитание церковное; древняя православная вера, «превратившаяся в кровь и плоть народа». Русская патриархальная нравственность, пресвященная верой – главная опора школы. Православную веру Ушинский называл «неисчерпаемым и уже существующим источником нравственного и умственного развития».
Основываясь на отечественной педагогической традиции, К. Д. Ушинский подчеркивал высокое воспитательное значение страха Божьего как антитезы «страху учительскому», как основы внутренней свободы. «Если человек достигнет до той нравственной высоты, что боится только одного Бога, то это значит, что он боится одной своей собственной совести – и больше ничего в мире не боится».
В рамках православной педагогики можно говорить о 2-ух уровнях педагогической деятельности. На первом уровне рассмотрения педагогических проблем приоритетным являются проблемы духовно-нравственного становления личности, обеспечение душеспасительной атмосферы, в которой происходит правильное и свободное психофизическое развитие. На втором уровне основными проблемами являются психофизическое развитие и процесс социализации.
На деле жизнь человека во всех ее проявлениях есть и результат, и следствие, и одновременно средство духовно-нравственного становления. Возвращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания приводит нас к восстановлению утерянной полноты в сфере педагогике.
В ходе лекций «Социальная педагогика», мы рассматривали высшие общечеловеческие ценности если во главу предложенных мы поставим ценность – любовь к Богу, то все остальные станут неотъемлемым следствием этой любви.
Материалы по педагогике:
Школа диалога культур В.С. Библера
Научно-педагогический эксперимент школы диалога культур основывается на ряде психологических и собственно педагогических предположений. Первые касаются трактовки психологии учащегося и ее учета при разработке программ и проведении занятий. Вторые - организации учебных ситуаций. Психологическое разв ...
Исследование проблем формирования культурно-нравственных
ценностей учащихся УНПО
В данной главе приводится анализ авторитетных источников по проблеме культурно-нравственного воспитания учащихся (УНПО в частности) различных авторов, а также выводы, сделанные на основе этих работ. Идеи культурно-нравственного воспитания достаточно широко представлены в философско-педагогическом н ...
Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством
занимательного математического материала
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принима ...