В настоящее время отечественная педагогика развивается в основном в трех направлениях.
Первое направление стремится к модернизации педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков.
Второе направление характеризуется введением личностно ориентированных образовательных технологий. Этот безусловно прогрессивный опыт связан с введением в школу зарубежных образовательных технологий, а их использование в нашей школе порождает зачастую много проблем, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившиеся формы обучения и воспитания.
Третье направление предполагает обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, несправедливо забытым на многие десятилетия. Как показывает педагогическая практика, это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.
Русская педагогика, отражая в своем развитии общие закономерности становления мировой науки и образования, имела и свойственные ей одной характерные основания и особенности. Одним из таких оснований явилось древнее, восходящее к христианским православным истокам, понимание просвещения.
Особенностью отечественной теории педагогики является ее философско-богословская направленность. В единстве светской, церковной православной педагогической мысли выявилась культурно-историческая специфика российской теории и практики образования и воспитания, которую возможно выделить только при рассмотрении отечественной истории педагогики как части европейской.
Говоря о работе воспитателя в России отодвинуть эти коренные особенности, по меньшей мере, нерационально.
По словам К. Д. Ушинского важнейшим фактором воспитания (1824-1870) является традиционное народное воспитание – а это, прежде всего, воспитание церковное; древняя православная вера, «превратившаяся в кровь и плоть народа». Русская патриархальная нравственность, пресвященная верой – главная опора школы. Православную веру Ушинский называл «неисчерпаемым и уже существующим источником нравственного и умственного развития».
Основываясь на отечественной педагогической традиции, К. Д. Ушинский подчеркивал высокое воспитательное значение страха Божьего как антитезы «страху учительскому», как основы внутренней свободы. «Если человек достигнет до той нравственной высоты, что боится только одного Бога, то это значит, что он боится одной своей собственной совести – и больше ничего в мире не боится».
В рамках православной педагогики можно говорить о 2-ух уровнях педагогической деятельности. На первом уровне рассмотрения педагогических проблем приоритетным являются проблемы духовно-нравственного становления личности, обеспечение душеспасительной атмосферы, в которой происходит правильное и свободное психофизическое развитие. На втором уровне основными проблемами являются психофизическое развитие и процесс социализации.
На деле жизнь человека во всех ее проявлениях есть и результат, и следствие, и одновременно средство духовно-нравственного становления. Возвращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания приводит нас к восстановлению утерянной полноты в сфере педагогике.
В ходе лекций «Социальная педагогика», мы рассматривали высшие общечеловеческие ценности если во главу предложенных мы поставим ценность – любовь к Богу, то все остальные станут неотъемлемым следствием этой любви.
Материалы по педагогике:
Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации поз ...
Специфика и содержание молодежного досуга
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то ...
Педагогические условия формирования гуманных
взаимоотношений
И. Кононова считает, что процесс формирования и развития гуманных проявлений в сюжетно-ролевой игре очень сложен и многогранен. Он требует от воспитателей постоянного контроля и руководства. В своих исследованиях автор определяет задачи по достижению определенных результатов в работе по формировани ...