И. Кононова считает, что процесс формирования и развития гуманных проявлений в сюжетно-ролевой игре очень сложен и многогранен. Он требует от воспитателей постоянного контроля и руководства. В своих исследованиях автор определяет задачи по достижению определенных результатов в работе по формированию гуманных отношений к окружающим:
развивать у детей способность понимать состояние, настроение окружающих по выражению лица, интонации речи, эмоциям;
стимулировать у дошкольников положительные эмоции, выражающие чувства доброжелательности и заботливого отношения к людям;
формировать способы эмоционального содействия, умение утешать, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Для реализации этих задач, по нашему мнению, необходимо создание педагогических условий:
организация предварительной работы (беседа с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы);
пример проявления гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса, через оценку деятельности детей;
руководство сюжетно-ролевой игрой;
использование социальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим.
В исследованиях И. Кононова раскрывает сущность предварительной работы: "Если не уделяется должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если знания детей о мире не обогащаются представлениями о разного рода взаимоотношениях между людьми, то они не овладевают умением согласовывать свои действия.
В результате действия носят в основном стереотипный характер, чаще всего они кратковременны, сюжет игры не развивается и не усложняется, а взаимоотношения весьма обеднены".
Г.И. Радвил считает: "Руководство сюжетно-ролевыми играми детей шести лет должно быть направлено на расширение тематики и углубление содержания детских игр, на развитие самостоятельности и самоорганизации играющих детей, на формирование положительных нравственных качеств детей и коллективистских отношений".
Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей автор делит на две группы:
Приемы прямого и приемы косвенного воздействия.
Приемы косвенного воздействия на сюжетно-ролевые игры детей.
Обогащение представлений и знаний детей
экскурсии;
встречи с известными людьми;
наглядное восприятие явлений и фактов, непосредственное участие в той или иной деятельности;
чтение художественной литературы;
рассказывание;
беседы.
Этот прием позволит отвести игре должное место в педагогическом процессе.
Создание игровой обстановки
наборы игрушек и атрибутов для игр на бытовые темы и на темы труда взрослых;
материал для игр должен располагаться по темам и назначению в доступных детям шкафах;
участие детей в изготовлении атрибутов развивает их интерес к содержанию игры.
Этот прием очень эффективен в развитии и поддержании интереса к игре, в обогащении и углублении ее содержания.
Предложение темы игры
рассматривание иллюстраций, картин, детских рисунков;
чтение книг;
рассказы воспитателя, детей.
использование этого приема помогает сблизить учебный процесс и игру, использовать игру для уточнения и закрепления знаний, для развития некоторых умений и навыков.
Беседа по ходу прошедшей игры
продумать ход беседы;
анализ содержания игры;
оценка партнерских отношений;
выяснить оценочную позицию самих детей.
Наблюдение за играми детей другой группы.
Материалы по педагогике:
Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка
Среди множества современных социальных институтов семья занимает одно из первых мест. Ее первостепенное влияние на ребенка нельзя отрицать, так как она закладывает фундамент будущей общественной жизни ребенка. Семья – это одна из ветвей воспитания подрастающего поколения, вторая – общественное. Сег ...
Мотивация преподавательской деятельности
Понятие «мотив» часто используют для обозначения таких психологических явлений, как стремление, желание, замысел, боязнь и др., которые отражаются в человеке в виде готовности к деятельности, ведущей к определенной цели. Деятельность человека направляется множеством мотивов, совокупность и внутренн ...
Сравнение
и аналогия
Сравнение – это установление сходства или различия между предметами или их отдельными признаками . Сравнение приводит к правильному выводу, если выполняются следующие условия: сравниваемые понятия однородны и сравнение осуществляется по таким признакам, которые имеют существенное значение. Процесс ...