BriefEducation
Образование: теория и практика » Проблема самообразования в зарубежной педагогической науке » Возможности использования зарубежного опыта в отечественной практике

Возможности использования зарубежного опыта в отечественной практике

Страница 1

Условия экономической неопределенности все настойчивее требуют от высшей школы подготовки специалистов, отвечающих так называемому евростандарту, то есть, владеющих тем набором качеств и свойств, которым придается особое значение при подготовке инженеров в странах Европейского сообщества. Помимо профессиональной направленности и компетентности стадия профессионализации (высшего уровня выполнения деятельности), по мнению ряда ученых, обеспечивается также и профессионально важными качествами и способностями. В работах В.Д. Шадрикова разработано понятие "интегративного ансамбля" (симптомокомплекса), которое и влияет на производительность и результативность труда в процессе профессионализации личности. Для каждой профессии существует свой ансамбль профессиональных характеристик. В зарубежной педагогике они получили название "ключевые квалификации". В работах Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, С.Я. Батышева, Н.А. Алексеева в ранг ключевых квалификаций включены: коммуникативность, ответственность, рефлексия, способность к сотрудничеству, профессиональная самостоятельность, способность к саморазвитию, инициативность, сверхнормативная профессиональная активность и др. Творческая самостоятельность, таким образом, входит в состав ключквалификаций в качестве базовой основы. Под творческой самостоятельностью мы понимаем: умение самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблему и искать пути ее рационального решения, критически анализировать получаемые знания, умения, навыки и применять их для решения новых задач.

В этих условиях требуются новые технологии, методы и формы подготовки будущих специалистов, способные видоизменить не столько отбор содержания для усвоения, сколько структуру учебного материала, приспособленные для переоформления способов работы со знанием и его употреблением.

Развитие творческой самостоятельности студентов будет проходить наиболее эффективно, если:

- учитываются их способности и склонности к определенному виду профессиональной деятельности;

- познавательная деятельность будущего специалиста носит преимущественно активный, преобразовательный характер;

- максимально используется и стимулируется индивидуальная творческая деятельность студента, интегрированная с его самообразованием.

Ведущая идея технологии учебного проектирования (ТУП) заключается в том, что она рассматривает процесс обучения как активное вовлечение обучающегося в конструирование своих собственных знаний и понимает его как динамичный процесс, во время которого учащийся использует все доступные ему источники познания для построения собственного мировоззрения. Обучающийся в этом случае становится субъектом учебной деятельности, что, согласно теории Б.Г. Ананьева, означает освоить эту деятельность, овладеть ею в полной мере, стать способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. Только активный, самостоятельно организующий свою деятельность студент может стать полноправным субъектом педагогического взаимодействия, который готов и способен к педагогическому общению и к поисково-эвристической деятельности.

П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов считают, что проектирование технологий в системе высшего профессионального образования должно осуществляться на основе следующих взаимосвязанных принципов, сфокусированных на учении через взаимодействие теории и практики, сочетании индивидуальной и коллективной работы, учебы с игрой, наставничества и самообразования: обучение на основе интеграции науки с производством, профессионально-творческая направленность обучения, ориентированность обучения на личность, ориентированность обучения на развитие опыта самообразовательной деятельности будущего специалиста.

ТУП предоставляет возможность каждому обучаемому усвоить современную методологию творчества, учит целенаправленно использовать законы технических и других систем, формирует системное мышление, позволяет не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, а также объективную самооценку.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Качество повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза
В современных условиях к научно-педагогическим кадрам вузов предъявляются требования высоких профессиональных знаний и навыков, владения передовыми педагогическими методами и технологиями, а также осознанной личной ответственностью за качество образования, формирование творческих, всесторонне разви ...

Понятие социально-педагогической поддержки
Понятие "поддержка" введено в педагогику относительно недавно О.С. Газманом и получило развитие в работах А.Т. Анохина, А.Г. Асмолова, А.Ф. Березина, Н.А. Галагузовой, И.Ф. Дементьевой, И.В. Дубровиной, И.Б. Котовой, А.Г. Лидерс, Л.Я. Олиференко, Л.А. Петровской, Е.Н. Шиянова, Т.И. Шульги ...

Понятие урок в педагогике
Для урока, как формы учебной работы, свойственны такие признаки: · имеет строго обозначенные рамки учебного времени; · на уроке как правило присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе; · каждый урок отводится на изучение одного предмет ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru