Понятие "сильное мышление" введено в педагогический научный фонд Ю.Ф. Тимофеевой. Сильное мышление в отличие от творческого мышления поддается "инструментальному воздействию", управлению и контролю и может формироваться в процессе профессиональной подготовки студентов. Сильное мышление является базовым основанием творческого мышления. Овладение студентом комплексом знаний, включенным в структуру сильного мышления, делает решение творческих задач и получение требуемого результата более гарантированным, облегчает преодоление психологических барьеров, преграждающих путь к новым продуктивным решениям, вызывает стремление индивида к самосовершенствованию и саморазвитию, постоянному повышению собственного потенциала, умению разумно им распоряжаться. Человек, владеющий сильным мышлением, обладает следующими знаниями, умениями и навыками:
- умеет видеть систему в ее связях, элементах, подсистемах, в динамике;
- владеет аппаратом формальной логики, то есть умеет при дефиците данных для решения задачи выстраивать причинно-следственные цепочки с необходимой степенью разветвленности для выявления скрытых ресурсов решения задачи;
- владеет приемами построения различного рода классификаций и нахождения закономерностей в массиве фактов;
- знаком с приемами моделирования проблемных ситуаций и объектов техники;
- обучен эвристическим методам и приемам решения задач;
- знает законы развития технических систем (ЗРТС), что позволяет ему сознательно управлять процессами совершенствования техники и прогнозировать пути ее развития;
- владеет инструментальным аппаратом теории развития технических систем (ТРТС);
- знает и применяет алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ);
- владеет функционально-физическим анализом (ФФА);
- знаком с функционально-стоимостным анализом (ФСА).
Для формирования сильного мышления мы используем проекты различных типов:
- учебные и учебно-информационные;
- учебно-исследовательские;
- научно-исследовательские (творческие).
Проекты должны отвечать следующим требованиям: 1) быть посильными для обучаемых, но при этом отличаться высоким уровнем трудности; 2) иметь общественно полезную значимость, рыночную стоимость и быть ориентированными на производство; 3) должны предусматривать коллективную производственную деятельность студентов, а также включенность их в производственный или научный коллектив; 4) должны требовать от обучаемых активного применения теоретических знаний и привлечения научной, справочной и другой литературы, экономических расчетов, самостоятельной разработки проекта изделия, технологической карты его получения, плана действий по его реализации. Самое главное заключается в том, чтобы каждый студент самостоятельно проделал полный производственный цикл: от замысла, изготовления до поиска рынка сбыта или его реализации. Все проекты рассчитаны на опыт работы с компьютером и средствами телекоммуникаций, поскольку одной из дидактических целей применения ТУП является вовлечение студентов в среду информационных технологий. Важным условием для развития сильного мышления студентов и их творческой активности является применение нетрадиционных методов обучения, помогающих выработать умения решать новые проблемы и способствующих более продуктивной умственной деятельности. Нам представляется наиболее целесообразным применение следующих методов.
Методы с применением затрудняющих условий:
Метод новых вариантов - заключается в требовании выполнить задание по-другому, найти новые варианты его выполнения, когда уже имеется несколько вариантов решения.
Метод информационной недостаточности - применяется тогда, когда ставится задача особой активности на первых этапах конструкторской деятельности студентов. Для этого исходное условие задачи представляется с явным недостатком данных.
Метод информационной насыщенности - основывается на включении в исходное условие задачи заведомо излишних сведений.
Материалы по педагогике:
Требования Государственной программы образования
Геометрический материал (как и алгебраический) не выделяется в программе и в реальном процессе обучения в качестве самостоятельно раздела. Вопросы геометрического содержания рассматриваются всегда, когда это оказывается возможным, в тесной связи с рассмотрением остальных вопросов курса. Однако, как ...
Классификация сказок
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ...
Методика проведения природоведческой беседы, виды бесед
Исходя из дидактических задач выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. ...