Основными принципами при оценке качества работы являются открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к преподавателю.
Нормативной основой для оценки качества работы преподавателя являются квалификационные требования к должностям профессорско-преподавательского состава, а также другие нормативные акты, регламентирующие качество и уровень оплаты труда преподавателей вузов.
Оценка качества работы преподавателя осуществляется:
- ежегодно кафедрой при подведении итогов выполнения им индивидуального плана;
- при избрании преподавателя, предшествующем заключению трудового договора;
- при установлении несоответствия занимаемой должности, проводимом при досрочном расторжении контракта по инициативе ректора.
Основным документом, отражающим результаты оценки работы преподавателя, является заключение кафедры, составленное по результатам обсуждения письменного отчета преподавателя на заседании кафедры и подписанное заведующим кафедрой. В заключении указывается оценка
- учебной работы,
- учебно-воспитательной внеаудиторной работы;
- учебно-методической работы (подготовка и издание учебников, учебных пособий, методических указаний, доклады на методических конференциях и т.п.);
- повышения научно-педагогической квалификации;
- научно-исследовательской работы.
Помимо этого может оцениваться организационно-управленческая и общественная работа.
При оценке качества работы учитывается право преподавателя на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий, дидактических материалов, учебников и методов оценки уровня знаний и профессиональных умений студентов.
Анализ критериев оценки качества работы преподавателей
Как можно видеть, все вышеизложенные критерии оценки преподавателей (за исключением длительности стажа работы) основываются на раз и навсегда приобретенных показателях. Безусловно, наличие ученых степеней и званий вызывает должное уважение, но эти факторы не всегда отражают педагогическую культуру преподавателя, нацеленность на постоянное самообучение и совершенствование. Не всегда профессор преклонного возраста, получивший свои почетные регалии 30-40 лет назад, может служить эталоном соответствия требованиям современного информационного общества. Проведя большую часть своей профессиональной жизни в условиях знаниевой парадигмы преподавания, он может сопротивляться проводимым изменениям в большинстве университетов, используя весь свой авторитет и влияние на окружающих. Естественно, описанный случай не является абсолютным законом: в вузе работает много прекрасных преподавателей среднего и пенсионного возраста, сумевших перестроиться и включиться в процесс повышения качества современного образования, активно разрабатывающих новые, перспективные направления образования, а иногда и являющиеся основателями новых направлений в науке.
Что же касается стажа научно-педагогической работы, то этот критерий еще более расплывчат в определении профессионального мастерства и эффективности работы преподавателя. Ведь работать можно долго, но не качественно, только выполняя утвержденную программу, но, не выходя за ее границы, не проявляя творчества, не занимаясь научно-исследовательской и воспитательной работой. Как мы видим, ответственность за правильность оценки труда преподавателя и его профессиональное продвижение возлагается на аттестационные комиссии. Но какими критериями они могут руководствоваться, как они могут определить «достаточность» опыта и «качество» выполнения поручений, если эти категории являются общими и неопределенными?!
Материалы по педагогике:
Дидактические игры как средство эстетического развития
младших школьников с нарушением интеллекта
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, и о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому ...
Развитие творческого потенциала слабослышащих школьников на
музыкально-ритмических занятиях
Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыкальные произведения передают динамику эмоционально-психологических состояний: смену чувств, настроений, переживаний. Музыка может изображать конкретные явления окружающей ...
Аудирование как вид речевой деятельности
Деятельность – это система умений творческого характера, которая направлена на решение различных коммуникативных задач. Речевая деятельность – это активный, целенаправленный опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения. Устное общение со ...