BriefEducation
Образование: теория и практика » Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы » Цели и структура правового образования в школе и деятельность учителя права по их реализации

Цели и структура правового образования в школе и деятельность учителя права по их реализации

Страница 1

Воспитание и самовоспитание соучастников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы понимание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего ему потребные общественно значимые черты, свойства и формирующего его как личность по заданным образцам устарело.

Чтобы преодолеть устаревшее "технократическое воспитание", следует вернуться к педагогическим идеям Канта. Великий мыслитель считал, что "воспитание практическое или моральное должно образовать человека, чтобы он мог жить как свободно действующее существо. (Практическим называют всё то, что имеет отношение к свободе). Воспитывать - значит воспитывать личность, воспитывать существо, которое свободно действует, может оберегать самого себя и стать членом общества, имеет внутреннюю ценность: в своих собственных глазах".

Главной идеей кантовского учения о морали, праве и воспитании является свобода человека, его свободная воля и свободный разум, которые определяют смысл моральной независимости и автономии личности, её способность и право самой устанавливать правила должного и следовать им без внешнего принуждения и давления.

Отсюда логически и исторически следует современное определение права как нормативной формы выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей (включая сюда и общественно-государственную систему образования), кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело.

Почему необходимо системное правовое воспитание всех участников образовательной деятельности? Потому что в России формируется новый общественный строй, устремлённый к развитию гражданского демократического общества и правового государства; новая демократическая система гуманистического образования, адекватная этой устремлённости общества.

Российская система образования впервые обретает, но далеко ещё не обрела правовую основу демократического общества в соответствии со Всеобщей Декларацией о правах человека и Конвенцией о правах ребёнка. Все субъекты образования должны освоить новую правовую основу современной школы и изменить всю образовательную деятельность на этой основе.

Потребность в развитии гуманистической системы образования несовместима с сохранением технократической, авторитарной педагогики, отчуждённой от свободы личности. Системное освоение прав и свобод человека (ребёнка) соучастниками образовательной деятельности - путь к действительному переходу от технократического к гуманистическому образованию, демократической и эффективной реформе образования.

Требование Конвенции о правах ребёнка обеспечить наилучшим образом приоритетность интересов детей всеми лицами, ответственными за их воспитание и развитие, предполагает всестороннее и конкретное обеспечение интересов детей на основе уважения их прав и свобод, устранения всех форм дискриминации детей в семье, школе, обществе. Для этого необходимо иметь правовую культуру не только воспитанникам, но и воспитателям.

Системное правовое воспитание должно стать фундаментом всей системы развивающего образования, и вся система гуманистического образования должна питать и развивать всестороннюю правовую культуру участников образовательной деятельности как субъектов гражданского общества и правового государства Содержание правового образования в средней школе.

Школа может стать полноценным субъектом становящегося гражданского общества России только на основе системного правового воспитания (СПВ). Основная цель СПВ - развитие правосубъектности всех индивидуальных и коллективных участников образовательной деятельности, а также их правовой и политической культуры как свободных граждан демократического общества. Конечная педагогическая цель СПВ - обеспечить успешный переход к гуманистической системе образования с высоким качеством обучения и воспитания детей как субъектов культуры. В результате СПВ каждый ребёнок должен становиться сознательным носителем своей правовой свободы и обязанностей, правопослушным свободным гражданином, понимающим сущность и ценность правовой системы общества, творческим соучастником развития демократического гражданского общества (в семье, школе, будущей профессиональной деятельности).

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Требования к первокласснику
1 сентября 2011 года вступил в силу новый Федеральный государственный стандарт (ФГС) начального общего образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного ...

Программа «школа 2100»
Учебники авторов Р.Н. и Е.В. Бунеевых относятся к серии «Свободный ум» и являются составной частью образовательной системы «Школа 2100». К данной серии относятся следующие учебники для чтения – I класс – «Капелька солнца», II класс – «Маленькая дверь в большой мир», III класс – «В одном счастливом ...

Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водово ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru