В ходе изложения теоретических и методических основ обучения и воспитания неоднократно подчеркивалось, что их успешное осуществление происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Не следует забывать, что влияние семьи на развитие и формирование детей связано с эффектом раннего воспитания, согласно которому основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, иногда даже говорят, до пятилетнего возраста. Не меньшее влияние оказывает семья и в последующее время, когда дети обучаются в школе. Нельзя также не учитывать, что воспитание учащихся несет на себе отпечаток социальных условий, бытового окружения, воздействия различных общественных объединений. Естественно поэтому, что только при согласовании всех этих влияний можно повышать действенность школьного воспитания. Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа. Это связано с рядом факторов.
Во-первых, в настоящее время только школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся, который обусловливается требованиями современного производства и все ускоряющимся научно-техническим прогрессом.
Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами квалифицированных педагогов, большинство же родителей не имеет надлежащей педагогической подготовки. Недаром еще П. П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.
В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, ее влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания. В то же время нельзя не учитывать, что большинство родителей занято в сферах производственной деятельности, занимается самообразованием, повышением своей квалификации, что ослабляет традиционные контакты родителей и детей.
Указанные факторы, связанные с определяющим воздействием школы на воспитание учащихся, сохраняют свое значение и по отношению к влиянию общественных условий. Именно поэтому школа и должна быть организующим центром, объединяющим воспитательную деятельность семьи и общественности.
Все то, что имеет поступательное развитие, всегда сталкивается с определенными препятствиями, которые можно назвать проблемами. Так и в воспитании: данный процесс непрерывен, поступателен, имеет свои стадии, и в каждой из них возникают определенные проблемы воспитания.
Важнейшие из этих проблем можно объединить в три основные группы.
К первой группе следует отнести проблемы, которые связаны с осмыслением целей и содержания образовательно-воспитательной работы школы и семьи. Необходимо, чтобы родители осознавали, что современное воспитание имеет своей целью всестороннее и гармоническое развитие личности.
Ко второй группе проблем совместной работы школы, семьи и общественности относится умелое стимулирование активности учащихся, направленной на свое личностное развитие и формирование. Практика показывает, что наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых поддерживают в семье благоприятный психологический микроклимат, показывают пример взаимной доброжелательности и высокой нравственности, всегда помня, что их поведение и деятельность непосредственно влияют на моральное формирование детей.
К третьей группе проблем совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности относится учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Становясь старше, дети стремятся к самостоятельности, тяготятся излишней опекой со стороны родителей, но их потребности и запросы в этом отношении не всегда находят понимание в семье.
Для того чтобы решить ряд проблем, необходимо организовать правильное взаимодействие родителей и учителей, основанное на принципах гуманизма и партнерства.
Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи обусловлены тенденциями развития системы образования Республики Беларусь, ее ориентации на запросы учащихся, их родителей, потребности общества в формировании достойных граждан. Осуществление этого требует объединение усилий, интеграции интересов различных социальных институтов, в том числе школы и семьи.
Задача педагога – организация воспитательной среды, позволяющей учитывать уровень актуального развития учащихся и далее способствовать развитию его личности в процессе взаимодействия со значимым окружением (родителями, сверстниками, педагогами).
Материалы по педагогике:
Определение понятий “способность” и “одаренность”
В советской психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические ...
Непрерывное образование
Сектор непрерывного образования начал бурно развиваться во Франции в 1960–1970-е гг. Базовыми нормативными актами, определившими статус и организацию непрерывного образования, стали закон Фора 1968 г., закон Делора 1971 г., закон Савари 1984 г., закон от 20 июля 1992 г., декреты от 23 августа 1985 ...
Результаты контрольного этапа эксперимента
С целью выявления эффективности проводимой работы нами были использованы те же самые методы диагностики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 3. Таблица 3 Результаты контрольного эксперимента И.Ф. ребенка критерии итого действенный ...