В последнее десятилетие в системе художественного образования Российской Федерации происходят существенные изменения, обусловленные новой социально-экономической ситуацией переустройства Российского государства, вхождением России в мировую культурно-образовательную среду, процессом переосмысления целей и задач, поставленных перед отечественным образованием.
Министерство культуры Российской Федерации, осуществляя последовательную политику в области художественного воспитания и образования детей и молодежи, исходит из принципиального понимания культуры как важнейшего условия свободного и разностороннего развития личности, как одного из основополагающих факторов социально-экономического развития государства и становления в нашей стране гражданского общества.
Данные концептуальные подходы стали предметом обсуждения участниками Коллегии Министерства культуры Российской Федерации «Дети и культура», заседание которой состоялось 2 марта 2004 года. В докладе, прозвучавшем на Коллегии, отмечалось, что «художественно-эстетическое воспитание, приобщение детей к культуре следует рассматривать не просто в числе важных направлений культурной политики, но как проблему общенационального государственного масштаба, от решения которой зависит будущее Российского Государства». И далее – «… без глубокого осознания на всех уровнях государственной власти этого фундаментального значения культуры в жизни общества все принимаемые решения по вопросам воспитания и образования рискуют остаться не более чем декларативными документами».
Особенно остро, в связи с этим, встает вопрос об определении роли и места образовательных учреждений культуры и искусства различных типов и видов в общегосударственной образовательной системе.
В решении Коллегии по вопросу «Культура и дети» отмечен один из основных принципов работы Министерства – это координация деятельности всех заинтересованных органов законодательной и исполнительной власти, учреждений и организаций по созданию условий, направленных на формирование духовных ценностей, социальной активности и творческого развития детей; даны задания по подготовке предложений по внесению в установленном порядке изменений и дополнений в Федеральный закон «Об образовании» и другие нормативно-правовые акты, касающиеся вопроса статуса детских школ искусств, определения норм педагогической нагрузки и пенсионного обеспечения преподавателей. Министерство культуры включилось в деятельность рабочей группы, созданной при Министерстве образования и науки, по разработке поправок в Федеральный закон «Об образовании». Данные поправки должны определить особый статус детской школы искусств в сети образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Важным шагом совместной деятельности двух министерств стало принятие решения о передаче полномочий по аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей органам управления культурой субъектов Российской Федерации с 1 марта 2004 года (письмо Минкультуры России от 26.02.2004 г. № 18-01-16/32). В целях обеспечения эффективных действий органов управления культурой по выполнению данного решения Научно-методическим центром по художественному образованию разработаны Методические рекомендации по определению требований к уровню подготовки выпускника детской школы искусств и проведению аттестации детских школ искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 18.05.2004 г. № 626-06-32).
Данный документ определяет также особенности образовательного процесса современной школы искусств: его содержания и результативности – как видовых признаков детской школы искусств в системе дополнительного образования детей. Разработанные методические рекомендации должны способствовать унификации образовательных программ, реализуемых детской школой искусств, с предоставлением широких возможностей учреждениям самостоятельно разрабатывать вариативные программы, отражающие потребности в соответствующих образовательных услугах, в том числе с учетом региональных особенностей.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20.05.2003 № 603 создан Учебно-методический Совет по детским школам искусств. Учебно-методический Совет является совещательным органом при Министерстве, цель его создания – развитие системы детского художественного образования, координация деятельности детских школ искусств, подготовка предложений по совершенствованию программно-методического, нормативного и правового обеспечения детских школ искусств, а также подготовка предложений по реализации федеральных целевых программ, направленных на поддержку и развитие детского художественного образования.
Материалы по педагогике:
Фонетика. Предмет фонетики
Фоне́тика (от греч. φωνή - "звук", φωνηεντικός - "звуковой") - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую це ...
Основные направления работы с устаревшими словами в
семье и в дошкольном учреждении
Дети 5-7 лет очень любят сказки, стихи, былины. Они привлекают их внимание, становятся любимыми на долгие годы, требуют встречи с ними вновь и вновь. Но практика показывает, что дошкольники сами не способны понять значение многих слов и выражений, поэтому здесь требуется помощь взрослых. Для того ч ...
Описание ситуации или как происходило обучение
Исходя из логики МППА начало работы связано с определением инициатора темы: мы (разработчики программы) или студенты. Так как последний вариант временно затратный в большей мере, то тему проекта «Организация самостоятельной работы студентов в ВУЗе» определили руководители специализацией. Поэтому пр ...