«Все начинается с детства .» - это не просто крылатая фраза, а принципиально важное положение для целостного осмысления этого сложного и специфичного феномена детства. В детском возрасте как многогранной своеобразной призме преломляются и физиологические, и психологические, и возрастные, и индивидуальные, и социальные, и культурные свойства ребенка. В нашей работе термин "детство" используется как понятие, которое акцентирует внимание на конкретной фазе развития человека и характеризуется определенным качественным состоянием и процессом формирования этого состояния. Детский возраст мы рассматриваем не в физиологическом или психологическом, а в срезе социокультурного характера. При этом особое внимание уделяется основным периодам становления и взросления человека в соотнесении жизни ребенка с социальным и культурным аспектами. Традиционно считается, что начало детства совпадает с актом рождения, а конец - с началом полового созревания и выполнением различных социальных ролей.
Среди наиболее характерных черт детского возраста важно особо выделить чувственное познание, которое осуществляется через систему детских представлений образов и настроений. Детские возрастные переживания предстают, с одной стороны, как способ ребенка воспринимать по-своему мир, в котором он живет. А с другой - как эти переживания влияют на усвоение социальных норм и культурных ценностей. Взрослые создают социокультурный мир, а дети впитывают культуру этого мира на уровне чувств и переживаний. В процессе эмоционального приобщения ребенка к культуре происходит его социализация в мир взрослых.
Движущей силой социального воспитания и развития в широком смысле слова является взаимодействие обучения, воспитания и социокультурной среды. В этом контексте появляется острая необходимость осмысления роли социокультурного пространства, в котором формируется содержательно-воспитательная сторона детства ребенка как составной части этого процесса.
На современном этапе развития нашего общества актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный ее аспект - музыкальная культура. В этой связи возникает необходимость рассмотрения самого понятия "культура". Данной проблеме посвящены труды философов — Г.Н. Волкова, О.А. Кривцуна, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова и др. В их исследованиях культура рассматривается как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе. Культура характеризует способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (молодежная культура, национальная культура), общества в целом. Культура подразделяется на материальную — совокупность материальных приобретений общества — и духовную — совокупность духовных достижений. Духовную культуру в свою очередь можно подразделить на нравственную (этическую), политическую, религиозную, эстетическую и т.д. В структуре духовной культуры особая роль принадлежит эстетической культуре и, в частности, культуре музыкальной.
Исходя из анализа работ, посвященных музыкальной культуре, музыкальная культура определяется как интегративное образование, включающее в себя музыкальный вкус, способность воспринимать и адекватно оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, а также творческие и исполнительские навыки (пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.).
По музыкальной осведомленности и характеру реакции на музыку выделяются три уровня музыкальной культуры детей — низкий, средний и высокий. Анализ теоретических положений (Н.Н. Гришанович, Т.Н. Завадской, В.И. Петрушина), психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева), социологов (Э.Е. Алексеева, Г.Л. Головинского, А.Н. Сохора), искусствоведов (С.Г. Гурьева, А.Г. Костюка), музыковедов (Т.А. Диденко, И.Л. Набока, Д.П. Ухова) позволил сделать вывод о дифференцированном отношения детей и подростков к массовой развлекательной и академической музыке. Причины этого подразделяются на объективные и субъективные.
К числу объективных причин относятся: коммуникативная функция массовой музыки, ее экстравертированная направленность, “эффект ауры” (С.Г. Гурьев), приводящий к музыкальному фанатизму, недостаточность квалифицированных преподавателей музыки в общеобразовательных школах, недостаточное количество литературы по методике музыкального воспитания, недостаточное использование элемента проблемности в подаче музыкального материала и поискового характера музыкально-познавательной деятельности, формальный характер, недостаточная насыщенность и однообразие уроков музыки; приоритет теоретического материала над живым процессом музицирования; отсутствие целостности уроков и логики учебного материала; слабость межпредметных связей в действующей программе и практике музыкального воспитания; недостаточное использование современных песен в учебном хоровом репертуаре, недостаточность использования школой самодеятельного и профессионального искусства в формировании музыкально-эстетических интересов школьников; приоритет идеологических факторов над музыкально-эстетическими. В качестве субъективных причин можно указать на отсутствие первоначального музыкального опыта и характер восприятия музыки.
Материалы по педагогике:
Сущность понятия «мотивация» в психолого-педагогической литературе
Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудител ...
Воспитание гражданственности и патриотизма как педагогическая основа
подготовки старшеклассников к военной службе
В проекте Реформы образования (1997) фиксируется, что благодаря труду учителей «складывается принципиально новая атмосфера, все более полно отвечающая задачам формирования нового поколения в духе ценностей гражданского общества», и подчеркивается ответственность всех уровней управления образованием ...
Развитие транспортной информационной инфраструктуры
Развитие транспортной информационной инфраструктуры, обеспечивающее телекоммуникационную связанность образовательных учреждений различного уровня на основе применения уже привычных для многих людей средств информационных и телекоммуникационных технологий. В результате появляется реальная возможност ...