В основе появления педагогической мастерской в современных школах лежит иной принцип: «учить тому, что умеешь делать сам». В этом смысле учитель-мастер транслирует ученику нормы и способы своей культуры в совместной деятельности и коммуникации.
Пытаясь научно оценить профессионально значимые качества, умения учителя права, мы пришли к выводу о доминировании следующих черт у учителя-мастера: доброжелательность, справедливость, моральная ответственность, профессиональная ответственность, эмпатия, толерантность, эрудиция, умение понять ученика, доходчиво объяснить материал, культура речи, педагогический оптимизм, организаторские умения, эмоциональность, умение владеть собой, знание современных технологий обучения. Все вышеуказанные качества личности не являются статичными. Профессионализм учителя-мастера постоянно совершенствуется, а значит, появляются новые требования к его личности и профессиональной деятельности.
Подготовка учителя права к урокам представляет собой важный этап профессиональной деятельности педагога и осуществляется до начала учебного года.
Каждый учитель права должен быть хорошо знаком с требованиями государственного стандарта знаний образовательной области «Обществознание», в первую очередь с правовым блоком обязательного минимума знаний, учебной программой, книгами по курсу. Необходимо определиться, какие учебники станут основой работы с учениками. Стоит обратить внимание на то, какие нормативно-правовые акты понадобятся для изучения курса.
При подготовке к уроку учитель права отбирает необходимое юридическое содержание, продумывает тип, структуру урока, а также формы учебно-познавательной деятельности школьников. Необходимо сформулировать цели учебного занятия. Выделяют:
— образовательные;
— развивающие;
— воспитательные цели.
Цель связана с результатом деятельности и всегда направлена на его достижение. Чтобы правильно сформулировать цели, учитель анализирует учебник, пособия, программу. При определении образовательных целей необходимо обратить внимание на то, какие знания будут формироваться в ходе урока, какие вопросы необходимо повторить, углубить в изучении темы, что главное должен знать ученик. Развивающие цели направлены на формирование определенных умений детей: составлять план, делать выводы, работать с источником права, консультировать по правовым вопросам. Формулируя такие цели, необходимо предусмотреть общее развитие ребенка, его творческих способностей, интеллекта, познавательных интересов. Воспитательные цели связаны с общим процессом воспитания школьников и должны определять роль конкретного правового урока в воспитании нравственных и других качеств личности. На уроках права ученики должны усвоить гуманный характер права, необходимость уважения прав друг друга.
Опытный учитель всегда предвидит результат обучения на уроке, правильно организует его проведение. Ученики включаются в различные виды творческой деятельности. Однако в практике работы школ все еще встречаются некоторые негативные моменты в подготовке и организации урока (учитель обращает большее внимание на дисциплину занятия и старается поддержать ее всеми усилиями, не соотнося это со способами обучения школьников праву, не прогнозируется и результат обучения — учитель не знает, к чему он стремится, а потому деятельность школьников хаотична, бессистемна).
При подготовке к уроку учитель права анализирует контингент своих учеников. Ему необходимо определить, какая деятельность обучаемых будет доминировать на уроке. При этом он соотносит характер деятельности школьников с существующими уровнями познания: воспроизводящим, преобразующим и творческо-поисковым.
При воспроизводящем уровне школьник повторяет за учителем правовую информацию. Например, после объяснения понятия « договор» школьник рассказывает об этой дефиниции своими словами, передавая ее юридический смысл. В условиях преобразующего уровня познания обучаемый, прослушав определение понятия, выписывает самостоятельно его ведущие признаки и сопоставляет их с уже ранее изученным понятием «сделка». Творческо-поисковый уровень предполагает деятельность ученика по анализу статей закона, разрешению правового конфликта и проч.
Учитель должен знать способности своих обучаемых и выстраивать работу с их учетом. Необходимо четко представлять виды деятельности школьников на уроке.
При подготовке к уроку учитель продумывает организационную сторону урока: как его начать, как заинтересовать школьников в изучении материала, какие формы работы предложить и проч. Необходимо разобраться в том, на каком этапе урока лучше поставить проблему по теме. Каждый раз умения школьников будут совершенствоваться при грамотной профессиональной подготовке урока, а потому будет усиливаться самостоятельность их деятельности.
Материалы по педагогике:
Выявление особенностей произвольного внимания у старших дошкольников и анализ
эффективности формирующего воздействия проведенного исследования
Для оценки влияния деятельности педагога-психолога по развитию произвольного внимания по средствам занимательного математического материала нами дважды проводилось обследование свойств внимания (объем, концентрация, переключение, распределение, устойчивость). Динамика свойств внимания в ходе их экс ...
Личностный характер ценностного содержания
образования
Еще древние философы были убеждены в том, что система образования и воспитания - наиболее значимый фактор общественного воспроизводства: от него зависит как качество будущих поколений, так и жизнеспособность, и эффективность будущего развития самого общества. Как отмечал Платон, именно воспитание в ...
Обучение интонации в средней школе
Компоненты интонации французского языка, доступные для усвоения в средней школе, немногочисленны. Учащийся получают сведения об ударении и мелодии в рамках программы. Уже в 4-м классе учащиеся знакомятся с ударением. В 4-5-х классах ударение может быть усвоено имитационно, но на среднем этапе уже о ...