Контрольная работа носит письменный характер. При выделении времени на контрольную работу учитываю объем выносимых на нее вопросов, цели работы и способы ее проведения. В практике проведения контрольных работ по истории я применяю два способа: Прокол гнб под дорогой. Как делают прокол www.e-eng.ru.
- первый способ – учащимся предлагается изложить письменно определенную тему по одному или нескольким вариантам без использования каких бы то ни было источников, что обеспечивает выявление закрепившихся в памяти знаний учащихся;
- второй способ - учащимся предлагается изложить письменно конкретную тему по одному или нескольким вариантам с использованием за ранее подобранных самими учащимися источников. Общая тема контрольной работы сообщается учащимся за 1-2 недели, в течение которых учащиеся отбирают, изучают и анализируют материал по предложенным источникам. Вопросы же контрольной работы сообщаются в начале урока. Такой способ использую только в старших классах. На основе этого способа проводятся уроки по решению проблемных задач.
Творчески работающие учителя используют в работе разнообразные формы контроля знаний, что позволяет поддерживать интерес учащихся к данному виду деятельности, снимает психологическую напряженность при проведении контроля знаний. В методических изданиях все чаще можно встретить интересные, но мало используемые формы контроля: исторический диктант; решение кроссвордов; ответ по составленному плану; составление плана ответа на вопрос учителя; лабораторная работа с документами по изучаемой теме; устный зачет по изученной теме.
Исторический диктант - форма письменного контроля знаний и умений учащихся, представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью исторических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся: знание дат, имен, терминологии и т.д.
Таким образом, быстрота проведения исторического диктанта является одновременно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.
Лабораторная работа - необычная форма контроля, которая требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Она активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с текстом учебника ребята переходят к работе с реальными историческими документами. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как исторический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.
Устный зачет по теме - одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать исторические задачи, потом выполнить работу с документом, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность исторического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающих учеников.
Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это объясняется стремлением учителей уложиться в отведенное для контроля время (один-два урока). Т.к. зачет является наиболее длительной формой контроля, то в практике учителей наблюдается проведение зачета с помощью ассистентов, наиболее успевающих учеников класса или выпускников. Зачет ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Однако, несмотря на разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме:
Материалы по педагогике:
Типы и структуры уроков
Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н.Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: 1) содержанию и 2) способу проведения. По первому критерию, например, уроки математики расчленяются по своему содержанию на уроки арифметики, а ...
Мастерские и кружки по интересам
Опираясь на идею воспитания русского национального духовного характера, понимая её актуальность, школа на первое место ставит задачу сбережения духовного, физического здоровья детей – будущего нации. В схеме воспитания национального духовного характера особое место занимает дополнительное образован ...
Включение учащихся в деятельность школьного музея на основе музейной
педагогики
С каждым годом школьные музеи получают всё большее распространение. Растет сеть школьных музеев как в г. Кемерово так и на всей территории России. Причины такой ситуации очевидны – это необходимость создания образовательной среды, включающей в себя все аспекты воспитательной и учебной деятельности, ...