Для исследования творческих способностей детей 3 класса коррекционной школы VIII вида был проведён эксперимент.
Цель данного эксперимента – выявить уровень развития творческих способностей учащихся с особыми образовательными потребностями (восприятия, наглядно-образного мышления, воображения, фантазии, внимания, наблюдательности, сформированности навыков трудовой деятельности), чтобы разработать систему коррекционных занятий для развития творческого потенциала данных детей.
В эксперименте участвовали учащиеся 3 классов коррекционной школы VIII вида города Кулебаки. В экспериментальную группу вошли 10 человек. Из них 6 мальчиков и 4 девочки.
Алёша 1994 г.р.
Виталик 1994 г.р.
Лена 1994 г.р.
Максим 1994 г.р.
Федя 1994 г.р.
Саша 1995 г.р.
Юля 1994 г.р.
Наташа 1993 г.р.
Валя 1994 г.р.
Вова 1994 г.р.
В контрольную группу также вошли 10 учащихся. Из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Никита 1994 г.р.
Костя 1995 г.р.
Вика 1994 г.р.
Алина 1994 г.р.
Стёпа 1995 г.р.
Маша 1994 г.р.
Аня 1994 г.р.
Настя 1995 г.р.
Алёша 1994 г.р.
Максим 1994 г.р.
Для достижения поставленной цели была разработана следующая методика исследования.
1.Методика исследования наглядно-образного мышления «Лабиринт». (Приложение 1)
Цель: Определение уровня развития наглядно-образного мышления.
Инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы три дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо (указываю на нижнюю часть страницы, где оно помещено). В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо ёлочки, мимо грибка, тогда найдёте правильный домик. Найдите этот домик и зачеркните его.» (Переходя ко второй задаче предлагаю детям перевернуть листок)
Инструкция: «Здесь тоже три домика и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нём нарисовано, как идти и куда поворачивать.»
Оценка результатов производится по следующим критериям:
Средний уровень – справился.
Низкий уровень – одна ошибка.
Очень низкий уровень – две и более ошибок.
Оценка результатов в экспериментальной группе:
Средний уровень – 3 человека.
Низкий уровень – 4 человека.
Очень низкий уровень – 3 человек.
Оценка результатов в контрольной группе:
Средний уровень – 3 человека.
Низкий уровень – 5 человека.
Очень низкий уровень – 2 человек.
У большинства детей наглядно-образное мышление находится на низком и очень низком уровне развития.
2.Методики исследования внимания.
а) Тест «Корректурная проба».
Цель: Определение объёма и устойчивости внимания.
Инструкция: «На бланке с буквами зачеркните первую букву в каждом ряду. Ваша задача: просматривая ряды букв слева направо вычеркнуть такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут.»
Оценка результатов производится по следующим критериям:
Средний уровень – до 10 ошибок включительно.
Низкий уровень – от 10 до 15 ошибок.
Очень низкий уровень – 15 и более ошибок.
Оценка результатов в экспериментальной группе:
Средний уровень – 5 человек.
Низкий уровень – 2 человека.
Очень низкий уровень – 3 человека.
Оценка результатов в контрольной группе:
Средний уровень – 4 человека.
Низкий уровень – 2 человека.
Очень низкий уровень – 4 человека.
Как показало исследование, объём внимания детей находится на низком уровне развития, внимание неустойчиво.
б) Методика «Домик».
Цель. Определение уровня развития произвольного внимания.
Инструкция: «Посмотри, здесь нарисован домик. Попробуй срисовать его точно по образцу».
Материалы по педагогике:
Классификация исполнителей
Хотя алгоритмические исполнители используются повсеместно в школьной практике, однако до сих пор нет стройной классификации по этой теме. В своих методических статьях и выступлениях А. П. Ершов выдвигал следующую идею применительно к школьной информатике: различать исполнителей алгоритмов, работающ ...
Разработка уроков по теме: «Художественная обработка соломки»
Работа основана на ручной манипулятивной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребенка в целом. На начальном плане ребенок выполняет коллективную работу подетальным способом, подражая педагогу. Это наиболее ...
Сущность профессионального
становления личности
Процессы профессионального становления являются предметом постоянного интереса ученых и практиков в связи с их высокой социальной значимостью. Термин "становление" является, пожалуй, одним из самых часто употребляемых как в философии, психологии, так и в педагогике, однако его семантическ ...