а) вопросно-ответные упражнения по текстам и картинкам;
б) пересказы текстов;
в) составление небольших сообщений на заданную тему.
В качестве подготовительных к этим основным упражнениям можно назвать:
а) обратный перевод;
б) устный перевод на иностранный язык;
в) дополнение предложений, подстановки, расширение предложений, чтение вслух;
г) слушание речи учителя и учащихся с последующим контролем понимания.
Особое место среди упражнений для развития устной речи на старшей ступени занимает прослушивание пластинок или магнитофонных лент с записью иностранной речи.
Такое упражнение необходимо здесь по двум причинам: во-первых, оно дает возможность слушать образцовое произношение, и к тому же в нормальном, а подчас даже в несколько ускоренном темпе, что очень важно для развития скорости восприятия и понимания. Следует подчеркнуть, что говоря о скорости устной речи, мы имеем в виду прежде всего понимание чужой речи; замедленная речь учащегося на иностранном языке будет ему меньше мешать при устном общении, чем замедленное понимание. Во-вторых, такие упражнения дают возможность приучать к слушанию и пониманию не только речи своего учителя, но и речи других лиц. Насколько это важно, можно заключить хотя бы из того факта, что учащиеся, хорошо понимая сообщение учителя, часто едва улавливают смысл того же сообщения, сделанного другим лицом.
Слушание пластинок может быть двух видов: аналитическое и синтетическое.
Аналитическое слушание тщательно подготавливается путем изучения соответствующего текста в неозвученном виде и анализа озвученного текста, воспроизводимого с наименьшей возможной скоростью, и притом—неоднократно.
Синтетическое слушание проводится или после аналитического слушания данного текста или в том случае, когда текст очень легок и может быть воспринят на слух без особых затруднений.
Соотношение между аналитическим и синтетическим слушанием примерно такое же, как и между аналитическим и синтетическим чтением: второе подготавливается первым, а первое постепенно перерастает во второе.
Материалы по педагогике:
Начальный детский лексикон
Активный и пассивный словарь ребенка исследовали Г.М. Лямина, Ф.И. Фрадкина, Р.Л. Розенгард-Пупко, С.Н. Цейтлин и другие. Они отмечали тот факт, что между продуцированием и восприятием речи существует значительный разрыв. Выделяют две стороны речи: пассивную (восприятие и понимание) и активную (про ...
Методика обучения в разновозрастных группах
Обычно начиная с сентября в течение определенного отрезка времени дети всех возрастов так или иначе проходят адаптационный период. Малыши 2 — 2,5 лет, только что пришедшие в детский сад, привыкают к новым условиям жизни, а это чрезвычайно трудно. Дети 2,5 — 3 лет начинают участвовать в общегрупповы ...
Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной
выразительности речи в школе слабослышащих
Трудно не согласиться с мнением одного из педагогов современности, занимающегося обучением неслышащих детей И.С. Белик, «конечно же, музыка нужна любому человеку. Она развивает интонацию речи, слух, голос, темп, дыхание, память. Пластику движений, чувства, творческий потенциал. При том не только те ...