Интересны результаты анкетирования, проведенные в учебной студенческой группе Барнаульского государственного педагогического университета (БГПУ) до начала соответствующей методической подготовки. Цель анкетирования – выявить, осознаются ли студентами противоречия элементов дидактического процесса как объективные и требующие разрешения. Около 10% от числа студентов считают, что существуют и значимы следующие противоречия: усвоение и контроль знаний; теория и практика изучаемого вопроса; обучение и воспитание; способности учащихся и требования к ним предъявляемые; коллективная и индивидуальная деятельность. Менее 5% составили следующие ответы: учебный материал, излагаемый учителем и имеющийся в учебнике; необходимость учить и нежелание учиться и др. Пути и способы решения проблем заключаются, по мнению респондентов, во всяческом стимулировании и мотивации учебной деятельности, привлечении познавательных интересов, а также в повышении мастерства учителя (около 10%). Далее мы выясняли, что студентам известно о принципе динамического баланса. Получен следующий результат: интуитивно понимают, что такое принцип динамического баланса, около 5% студентов.
Параллельно в студенческой группе Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) проводилось анкетирование, целью которого было определить значимость дидактических противоречий в представлении студентов путем произвольного выбора ими из предъявленных пар понятий, а также определить умение анализировать эти противоречия по параметрам сходства, различия, взаимодополняемости и альтернативности. Здесь же студентам предлагалось высказаться о возможности или необходимости сбалансированного применения или проявления выделенных категорий и их проявления в педагогической практике. Представленные студентам пары категорий были общефилософского направления (индуктивный – дедуктивный способы познания…), психологического (креативность–интеллект…) и дидактического (репродуктивный способ обучения – творческий…). Большинство студентов выбрали для анализа пары конкретно–дидактических понятий, что говорит о трудностях в осознании наличия противоречий философского и психологического плана. Оценивая глубину анализа выбранных пар категорий, отметим, что наиболее подробно, с применением научных терминов и логически правильно студенты обсуждают сходство и различие, менее глубоко – взаимодополняемость, и совсем единичные работы дали анализ альтернативности. Примеры из педагогической практики были приведены менее, чем в половине работ. Менее 10% анкетируемых явно высказались о необходимости сбалансированности обсуждаемых категорий как элементов учебного процесса, что совпадает с результатами исследования студенческой группы БГПУ.
Мы приводим данные ограниченного числа опрошенных, но, тем не менее, полученные данные позволяют предположить, что студенты не в достаточной мере информированы о противоречиях учебного процесса и о необходимости их разрешения, тем более о путях решения этой проблемы. Здесь же следует учесть и те психологические проблемы, которые были названы выше. В связи с этим считаем, что проводимое нами исследование актуально, а разрабатываемые средства и методы обучения, программы, курсы и рекомендации должны быть внедрены в учебный процесс.
Становление будущего учителя физики – процесс достаточно сложный и длительный. Соответственно, широк и многопланов спектр исследований, проводимых в области профессиональной подготовки учителя. Повышение эффективности подготовки будущего специалиста, на наш взгляд, заключается в поиске путей оптимального, гармоничного сочетания различных сторон этого процесса. Это относится как к учебному процессу в вузе, так и к учебному процессу, который осваивают и будут осуществлять на практике будущие учителя.
В процессе подготовки будущего учителя физики теория динамического баланса осваивается и применяется студентами на семинарских занятиях, при выполнении дипломного проекта и в других формах методической подготовки. Студенты учатся выявлять существующие проблемы обучения, причины их возникновения и конструировать соответствующие средства и методы обучения.
Материалы по педагогике:
О.В. Кубасова – программа
«гармония»
На смену единой, обязательной программе по чтению для начальной школы В.Г.Горецкого пришло более десятка авторских концепций, учебников по чтению и литературному образованию младших школьников. Одной из них является программа по литературному чтению - «Гармония». По мнению автора данной программы О ...
Открытость школы как условие подготовки старшеклассников к военной службе
Реализация идеи открытости школы как одного из ведущих принципов реформы школы начала 90-х годов опирается на результаты исследования среды. В диссертации Т.В. Менг показано, что представления о среде как факторе воспитания развивались в отечественной педагогике следующим образом: в 20-40 гг. среда ...
Основные факторы, влияющие на выбор инструментальной среды для разработки
компьютерных средств обучения
Для разработки компьютерных средств обучения используются различные программы, которые обычно называются инструментальными средами (ИС). Степень совершенства той или иной ИС определяется возможностями по вводу, редактированию, компоновке учебного материала, включая современные средства мультимедиа ...