Для определения возможности использования способов проверки и контроля по трудовому обучению, эффективности, валидности и доступности этих способов был проведён констатирующий эксперимент в виде контрольной работы по трудовому обучению в рамках текущего контроля в 1 классе средней школы № 618 в конце ноября 2002 г. Ранее в этом классе не проводились контрольные работы по труду, также на уроках трудового обучения не использовались и другие виды контроля, в том числе и самостоятельные работы. Учитель не имеет какой-либо программы по данному предмету и не планирует работу заранее.
По итогам эксперимента было получено 24 работы от 24 учащихся, присутствующих на уроке.
Организация работы. Контрольная работа рассчитана на 40 минут учебного времени. Обязательное условие – учащиеся не знают о том, что данный урок является контрольной работой, т.к. в этом случае не наблюдается напряжение и волнение детей.
Тема контрольной работы: составление композиции в технике аппликации с использованием одной детали, размеченной по шаблону и добавлением деталей по своему выбору (контрольная работа – периодический контроль).
Цель работы: проверить сформированность у первоклассников к концу 2-ой четверти следующих ЗУН:
Разметка детали с помощью шаблона (аккуратность, правильность, точность, разметка на изнаночной стороне).
Вырезание детали со сложным контуром (аккуратность, точность)
Наклеивание детали на бумажную поверхность (аккуратность нанесения клея на поверхность детали, умение пользоваться кисточкой и бумажной макулатурой при работе с клеем).
Экономное размещение деталей при разметке.
Умение создать выразительную композицию в заданном формате.
Оборудование у учителя: набор картонных шаблонов со сложным криволинейным контуром - 3 шт. на каждого ученика (образец шаблонов см. в Приложении 2); листы цветной бумаги такого размера, чтобы на нём можно было свободно разместить все три шаблона – 1 шт. на каждого ученика; конверты с фамилиями учащихся для работ – 1 шт. на каждого ученика; заранее заготовлены картонные листы размером с открытку для каждого ученика (можно использовать альбомные листы).
Оборудование у учащихся: клей, кисть для клея и подставка для неё, бумажная макулатура, клеёнка, ножницы, цветная бумага (небольшие кусочки 2-3 цветов).
Задание заключается в следующем: разметить на листе цветной бумаги по шаблонам 2-3 фигуры со сложным криволинейным контуром. Одну из фигур (по выбору ученика) вырезать ножницами. Наклеить вырезанную фигуру на лист картона и дополнить несколькими деталями, наметив и вырезав их самостоятельно, так, чтобы получилась цельная композиция.
Работа организовывалась по этапам. На каждом из этапов давалось соответствующее задание и объяснение:
На листе бумаги нужно обвести данные вам шаблоны. Вспомните, как нужно выполнить разметку, чтобы не допустить ошибок, не забудьте про экономию материала.
Вырежьте любую из намеченных фигур. Оставшийся лист бумаги и обрезки от него вложите в конверт.
Вырезанную фигуру положите на лист картона. Придумайте с ней какую-нибудь картинку. Для этого самостоятельно вырежьте и добавьте к ней любые 3-4 детали из цветной бумаги.
Все детали наклейте на лист картона как можно аккуратнее. Картинку вложите в конверт и сдайте мне.
Оценивание. Так как урок является контрольной работой, то учащиеся сдают работы экспериментатору. Учитель не просматривал работы учащихся и не участвовал в оценивании. Оценивание результатов работы происходило на следующем уроке. Мы просмотрели работы в отсутствии детей, сделали выводы об общей работе и по каждому ученику. Анализ работ и результат занесли в сводную таблицу (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Протокол результатов контрольной работы.
Класс: 1»В»
Дата: 29 ноября (II четверть)
Предмет: трудовое обучение
Материалы по педагогике:
Школьная программа для подготовительных классов и общие требования к
знаниям, умениям, навыкам по математике к детям шести лет
Для того, чтобы изучить особенности обучения математики детей шестилетнего возраста, необходимо ознакомиться с программой общеобразовательной школы по математике. Программа построена с учетом возрастных особенностей шестилеток. Она содержит четыре основные темы и одну перспективно-опережающую, кото ...
Использование межпредметных связей в начальной школе
Каждый учебный предмет, образовательная область вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений. Если взять математику и естественнонаучные дисциплины, то они призваны раскрыть перед учащимися современную научную картину мира ...
Методы диагностики готовности к школе
Диагностика готовности к школьному обучению впервые начала применяться за рубежом. В зарубежных исследованиях она часто обозначается как диагностика школьной зрелости. Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. На основании выделенных парамет ...