2.При выставлении одного и того же количества баллов за одни и те же результаты контроля какой-либо характеристики усвоения и одних и тех же целях обучения.
Еще одной важной проблемой деятельности оценивания являются разные подходы к использованию отметки в первом классе.
Первоклассник не знает, что такое «отметка» и «оценка», и учитель обязан подготовить учащегося к ним. Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся 1-го класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники узнают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится "5", в каких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания (звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр.). Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке. Пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует не устоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.
В первом классе учитель использует только словесную оценку и только поощряющего характера, так как важно развить в ребёнке желание учиться, познавательный интерес к предмету и сформировать умение учиться. Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»). Оценочное суждение раскрывает способы устранения недочетов и ошибок.
Учитель должен организовать оценочную ситуацию в учебном процессе. Для этого необходимо соблюдать ряд условий.
Во-первых, необходим оптимистический взгляд на всех учащихся, т.е. ожидание учебных успехов от каждого ученика, положительное подкрепление любого продвижения в усвоении материала.
Во-вторых, использование оценок как обратной связи, как информацию об эффективности работы.
В-третьих, контроль должен быть не только за результатом, но и за процессом учебной работы школьника, на основе этого использование развёрнутой содержательной оценки. Кроме того, необходимо включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу и работу одноклассников, совместная выработка критериев оценки, развитие самоконтроля у детей. Не допускается равнодушие к ученику со стороны учителя и его эмоциональная невключённость. Необходимы оптимальные формы поощрения и осторожное использование отрицательных оценок, не травмирующих ребёнка; создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации, независимо от оценки ребёнка.
Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит, как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того, его участие часто наказывается ("не подсказывай" - а он нашел у соседа ошибку; "исправил" - а он у себя нашел ошибку .).
Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Оценка учащимися работ одноклассников возможна при такой форме текущего контроля, как выставка работ учащихся в конце урока или составление общей композиции в конце занятия. Процесс изготовления какой-либо вещи предполагает анализ и синтез, поиск вариантов достижения цели, сравнение результатов работы с оригиналом или с замыслом, их корректировку. Важно не только научить детей оценивать работы по критериям «хорошо» и «плохо», но и сформировать умение рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения («мне нравится, потому что…», «в этой работе хорошо подобраны…»), предлагать («мне кажется, что было бы лучше, если…»). При этом учитель знакомит детей со всеми критериями оценивания работы (подбор материала, способ обработки материала, композиция, цвета, соотношение частей, аккуратность выполнения работы, соответствие образцу и теме).
К концу учебного года учащихся можно подготовить к отметкам, которые будут выставляться со второго класса. Для этого при объявлении результатов можно рассказать, что в школе принято условно ставить за работу отметки, выраженные цифрами от 1 до 5; объяснить, за какую работу ставится 5, а за какую – другие отметки. Объяснение отметок делается на примере работ учащихся после содержательной оценки по каждой работе. При оценивании одинаковых (по качеству) работ учащиеся могут сами объяснять, какую отметку можно поставить за данную работу. Отметки только проговариваются, но не выставляются. При этом оценивание будет объективным, так как учащиеся в большинстве случаев забывают, чья эта работа. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: таким требованиям отвечает работа на "отлично", правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки. Для закрепления умений оценивать работу учащимся можно предложить тест, в котором содержатся описания нескольких работ, а учащимся предлагается оценить эту работу. Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Материалы по педагогике:
Системы студенческого самоуправления в университетах
Европы и других стран
В современных условиях необходимо осмыслить роль и место студенческого самоуправления в условиях реформирования украинской системы высшего образования, в частности, в связи с участием нашей страны в так называемом Болонском процессе. Основная цель программы действий Болонской декларации - создание ...
Виды заикания, причины возникновения
Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. В соответствии с определением, приведенным в заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Беляева Л. И и Дьякова Е. А, отмечают, что внешнее ...
Определение уровня развития педагогического артистизма
у будущих учителей английского языка
Для определения уровня развития педагогического артистизма мы использовали методики - анкета на определение уровня педагогического опыта в педагогическом артистизме, рабочая карта Ж.В. Вагановой, педагогические задачи. Смысл данной практической методики, показать необходимость использования приёмов ...