Ни одна из существующих в мире балльная система оценивания не даст объективных результатов оценки без чёткого представления об оцениваемых показателях владения знаниями, умениями, навыками.
В настоящее время существует ряд различных программ по трудовому обучению, каждая из которых по-своему трактует содержание знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть младшему школьнику. Различия в программных ЗУН состоит в том, что в каждой программе есть свой принцип, основное направление.
Например, Н.А. Цирулик делает опору на развитие мелкой моторики и обогащение учащихся знаниями о художественном творчестве. Цирулик определяет, кроме общих для всех программ, такие знания: лепка и плетение; разметка ткани путём продёргивания нитей, обработка бахромой. Программой предусмотрено знание детьми терминов, обозначающих технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше); овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов. Программа определяет следующие умения: техники работы в лепке (размазывание, скатывание, примазывание); плетение в три пряди; швы («вперёд иголку с перевивом»), пришивание пуговиц; словесное описание процедуры изготовления поделки. В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов, способов изготовления той или иной веши, происхождения различных видов художественной деятельности. Предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости.
Н.Н.Николаенко делает комплексный предмет «Трудовое обучение» (труд и окружающий мир), в основе которого лежат политехнические знания, умения и навыки. Кроме вышеперечисленных ЗУН, Н.Н.Николаенко определяет следующие знания в 1 классе: назначение машин и их виды; способы соединения деталей из различных материалов; сельскохозяйственный труд (домашние и дикие животные и птицы). Умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся: разметка ткани по готовой выкройке и работа с тканью (швы); общественно-полезный труд (работа в живом уголке, в классе и на пришкольном участке).
Каждая из программ определяет свои ЗУН, необходимые учащемуся, но при этом ещё и каждый учитель сам определяет направление уроков труда, исходя не только из программных направлений, но из своих возможностей и предпочтений. Таким образом, невозможно одинаково оценивать учащихся по разным программам и даже у разных учителей, обучающих по одинаковым программам. Чтобы найти объединяющее все программы обучения звено, необходимо помнить, что оценка должна соответствовать уровню, целям и задачам, определяемым программой. Следовательно, необходимо определить базовые ЗУН и найти наиболее общие способы их оценивания.
На основе анализа нескольких программ, которые на сегодня имеют наибольшее распространение, делаем вывод о том, что курс «Трудовое обучение» предполагает решение следующих задач: развитие ручной умелости через овладение различными ручными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка; формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение; формирование умений планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы; знакомство со свойствами разных материалов, необходимыми для решения конструктивных и художественно-эстетических задач при изготовлении изделий; знакомство с происхождением материалов, ручными ремеслами, видами художественного творчества.
Материалы по педагогике:
Психолого-педагогические аспекты формирования образа
человека у детей 6-7 лет
Выступая в качестве объекта познания и действия, человек отражается в сознании людей и определяет их поведение. По – мнению В.С. Кузина процесс формирования образа в сознании тесно связан с глубоким осмыслением и духовной переработкой восприятий и представлений, в том числе эстетических переживаний ...
Воспитание физических качеств методом круговой тренировки
Физические упражнения относятся к произвольным движениям, в основе которых лежат рефлекторные механизмы. И. М. Сеченов рассматривал произвольные движения как заученные, сознательные и подчиненные воле человека, возникающие под влиянием условий жизни и воспитания. И. П. Павлов указывал, что произвол ...
Разработка бинарных действий преподавателя и учащихся на
уроке "Безопасность жизнедеятельности"
Теоретический урок (лекционный), длительностью 45 минут. По дисциплине "Основы охраны труда" на тему "Воздушная среда и ее роль в создании благоприятных условий труда". Цель урока: "Определить уровень сформированности у обучаемых базовых знаний, умений; сформировать предста ...