Речевые способности.
Выразительность, эмоциональность, динамичность речи, мелодичность, широкий диапазон интонаций, эстетическая привлекательность голоса, ясность, чистота, дикция, богатство словаря, разнообразие лексики, убедительность, доходчивость, сила воздействия речи.
Наблюдательность, управление вниманием.
Умение уловить изменения в состоянии детей по незначительным признакам, способность проникать во внутренний мир ребенка, Устойчивость внимания, длительное сосредоточение, правильное распределение внимания, его многообъектность, переключаемость, динамичность внимания, умение видеть все детали, обостренное восприятие.
Суггестивная способность. Умение привлечь и удерживать детское внимание, внушение, эмоционально-волевое воздействие на учеников, умение "заражать" своими мыслями, чувствами.
Режиссерские способности.
Интрига в построении урока, наличие эмоциональной завязки в начале урока, захватывающего введения, поддержание целесообразного темпоритма работы на уроке, энергичность, активность, творческая организация взаимодействия с учениками - наличие стратегических сверхзадач, "сквозного действия", тактических/ситуативных задач, непрерывности действия.
Способность перевоплощения, умение "войти в роль".
Психологический анализ урока с учетом артистичности педагога (оценка по пятибалльной системе).
а) стиль урока (какие приёмы использует учитель; стиль общения педагога с классом и степень управляемости педагогической ситуацией общения). Соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения;
б) особенности саморегуляции учителя, его психологическая подготовленность к уроку. Осознание собственной творческой индивидуальности, особенностей своей психофизической природы. Рабочее самочувствие, настроение учителя в начале урока и в процессе его поведения. Педагогическая целесообразность эмоциональных переживаний учителя на уроке. Заинтересован, активен, все время находится в общении, держит класс "в тонусе" - безразличен, пассивен;
в) психологический климат в классе. Умение учителя управлять своим психическим состоянием и создать необходимый эмоциональный настрой. Доброжелателен, держится ободряюще, вежлив и приветлив с учащимися, индивидуализирует общение с различными учениками - недоброжелателен, общается только "сверху вниз", со всеми одинаково, не дифференцируя своего общения;
г) не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои особенности - думает только о престиже, носит "маску", старается держаться за свою социальную роль;
д) динамичен и гибок в общении, легко разрешает возникающие проблемы, "тушит" возможные конфликты, может поставить себя на место учащегося, создает у говорящего ученика чувство, что его понимают - не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта, невнимателен к говорящему, создает у него ощущение, что его не понимают;
е) наблюдение за действиями учителя на уроке (как педагог учитывает особенности восприятия материала учащимися; сравнение плана урока и процесса его реализации в практике - найти отклонения, объяснить их причины, уловить, какие действия были запланированы, а какие являются результатом импровизации; способность к оперативной педагогической импровизации в деятельности и общении).
Материалы по педагогике:
Классификация методов обучения
Наиболее простая классификация методов обучения - по методам работы учителя и ученика. К первой группе относятся способы преподавания: рассказ, беседа, описание, объяснение учителем и другие, в которых основная роль принадлежит учителю. В этом случае задача ученика сводится к тому, чтобы следовать ...
Заготовка соломы
Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы. Если заготовленная солома зеленая, ее необходимо просушить в зак ...
Особенности толкования устаревшей лексики детьми
старшего дошкольного возраста
В практической части выпускной квалификационной работы мы поставили цель: выявить особенности толкования устаревшей лексики старшими дошкольниками. В ходе достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: На I этапе - констатирующий эксперимент (опрос детей); На II этапе ...