Святой праведный Иоанн Кронштадский (Иван Ильич Сергиев), родился в 1829 году в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, которое расположено при слиянии рек Суры и Пинеги. Его отец Илья Михайлович Сергеев служил псаломщиком в местной церкви. Дед был священником, так же, как и большинство предков в роду отца.
На шестом году жизни Иоанна, мама, Феодора Сергеева, начала заниматься с ним по букварь грамотой, которая давалась ему трудно. Когда Иоанну исполнилось 10 лет, его отдали приходское училище. «Среди сверстников по классу, - писал он в своей автобиографии, - я не находил, да и не искал себе поддержки или помощи; они все были способнее меня, и я был последним учеником. Вот тут-то и обратился я за помощью к Вседержителю, и во мне произошла перемена…точно завеса спала с глаз; как будто раскрылся ум в голове, и мне ясно представился учитель того дня, его урок, и я вспомнил, о чем и что он говорил.
В последствии, трудностей в обучении у Иоанна, уже не было.
Отец Иоанн учился в Архангельской духовной семинарии и успешно закончил С.-Петербургскую Духовную Академию. Святой Отец Иоанн преподавал Закон Божий в Кроншдатском городском училище с 1857 года. В 1862 году в Кроншдате была открыта также классическая гимназия. Тогда о. Иоанну была предложена в этой гимназии законоучительская должность, и он с радостью приступил к своим новым обязанностям. Преподавая в этой гимназии перед о. Иоанном ставилась задача руководить детьми до их зрелого возраста, то есть участвовать в непосредственном воспитании будущего члена общества.
«Детская душа – живая Божья красота»
Размышления о. Иоанн Кроншдатского о детях: « Как приятно садовнику или любителю комнатных растений видеть, что их растения хорошо зеленеют, дают цветы и плоды и вознаграждают их за труды! Как они удваивают тогда свое усердие в ухаживании за ними! И землю каждогодно под ними переменяют, если это комнатные растения, и поливают тщательно и вовремя, а сухие веточки или пожелтевшие листочки обрывают, чтобы они и места не занимали на стебле растения, и не безобразили его собою, да и соков напрасно в себя не тянули. Зато и посмотреть мило на эти растения! Цветочки – то какие разные, например, у олеандры, у розы, - нашей русской и китайской, - глядишь, не наглядишься: дивен Ты, Создатель наш, не только в человеке, - в твоем образе и подобии, но и в растениях бездушных, и в цветочках древесных. Впрочем, что нам много говорить о растениях и цветах? Они все-таки дерево, сено, - как ни хороши. А вот вы, детки, наши растения или лучше - Божьи, бесценные. Вы – наши цветы. То, что сказано об них, надо приложить к вам».
Давно сделано наблюдение, что кто любит цветы, непременно любит и детей. Дети в семье – это тоже, что бедные ландыши в природе. Это остатки первобытного рая, последние следы непорочности. Но цветы – это только символ красоты. Детская душа – живая Божья красота.
Основные принципы преподавания о. Иоанна Кроншдатского
Итак, воспитывать души – такова была задача, которую поставил себе законоучитель Иоанн Кроншдатский.
Его взгляды на преподавание в это время были довольно определенные. Он заявлял не раз, что задача каждого преподавателя дать ученикам определенный, неисчезающий, прочный фонд, на котором он сам будет строить впоследствии прочное здание разумного жизнепонимания. Не количество, а прочность усвоенного важна. Отец Иоанн указывает и то, где, как, какими средствами приобретается эта прочность.
Средство это соединить знание с душой, слить со всем ее прежним духовным содержанием так, чтобы знание растворилось, вошло как новое, постоянное качество духа, - преподавать только то, что может быть усвоено, переработано душой, умом и сердцем, а не одной памятью. Душа человеческая по природе проста, - пишет он, - и все простое легко усвояет себе, обращает в свою жизнь и сущность, а все хитросплетения отталкивает от себя, как несвойственное ее природе, как бесполезный сор.
Мы все учились. Что же осталось в нашей душе из всех наук? Что врезалось неизгладимо в сердце и память? Не с детской ли простотой преподанные истины? Не сором ли оказалось все то что преподано искусственно, безжизненно? Не напрасно ли потрачено время на слишком мудрые уроки? Так, - это всякий из нас испытал на себе. Значит, тем осязательнее всякий должен убедиться в необходимости простого преподавания, особенно малым детям…
Не в том сила, чтобы преподать много, но существенно нужное, для ученика в его положении.
…Область знаний безгранична. Но область полезных и существенных знаний ограничена. Из множества достаточно выбрать стройную систему, соображенную с количеством других предметов, которые ученики должны будут изучать, и с количеством их преподавания. В противном случае мы будем разрушать труды один другого».
Материалы по педагогике:
Предвузовское среднее образование. Лицей
Законодательная база лицеев определяется законом об ориентации 1989 г., а с 2000 г. – Образовательным Кодексом. Ориентационный закон 1989 г. поставил перед лицеем задачу довести всех учеников до получения как минимум сертификатов CAP или BEP, а 80 % учащихся – до уровня бакалавра. Обучение в старше ...
Современные проблемы
дидактических принципов обучения
Современная педагогика и дидактика, опираясь на основные общедидактические принципы, пока не могут предложить окончательно сформированную систему принципов обучения. Совершенно очевидно, что одной из серьезных причин этого является отсутствие удовлетворительного единого основания для классификации ...
Биологические и
культурные особенности воспитания
Процессы размножения сильно различаются у рептилий, птиц и млекопитающих, и столь же значительны различия в уходе за детенышами. Самка аллигатора охраняет свою кладку яиц, затем бережно переносит только что вылупившихся крокодильчиков в зубастой пасти и отпускает их в реку для самостоятельной жизни ...