BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Финансирование системы образования в целом

Финансирование системы образования в целом

Страница 2

Система образования Франции финансируется из нескольких источников. Прежде всего, это государство. Его доля, составлявшая в 1980 г. 69,1 % несколько сократилась и равнялась в 1990 г. 63,6 %, после чего она стабилизировалась вокруг отметки 63,5–64,5 %. Большая часть расходов приходится на Министерство образования (около 57 %), остальные 7,5–8 % расходов несут прочие министерства. Сокращение доли расходов государства было связано, как уже говорилось, с увеличением расходов местных властей с 14,2 % в 1980 г. до 18,5 % в 1990 г. и 19–20 % на рубеже XX–XXI веков. Помимо этого, часть финансовых потоков приходится на предприятия (около 5,5%) и прочие субъекты (2 %). На 8 % система финансируется населением (частный сектор образования и некоторые государственные вузы), хотя эта цифра постепенно сокращается (в 1990 г. – 11,2 %). В связи с идущим процессом децентрализации в ближайшее время можно ожидать дальнейшее сокращение доли государства и, напротив, увеличение доли территориальных коллективов.

Расходы на образование составляют крупнейшую статью государственного бюджета Франции. В 2003 г. на него тратилось более 23 % всех расходов госбюджета, что превышает совокупные расходы государства на инфраструктуру и оборону (около 22 %). При этом доля расходов на образование имеет тенденцию к росту (в 1989 г. она составляла только 18%). Распределением государственных средств, идущих на образование, занимается Главное управление финансов Министерства образования. Основные расходы государства идут на оплату труда преподавателей, выплаты стипендий, субсидии вузам, содержание административной системы. Расходы на капитальное строительство (главным образом, в секторе высшего образования) не превышают 1,7 % от всех расходов Министерства образования. 87 % расходов Министерства идет на государственный сектор образования, около 13 % – на частный (в 2003/04 уч. гг. в нем находилось 10,3 % всех учащихся).

Структуру расходов (в %) основных субъектов финансирования на 2003 г. можно представить в виде следующей таблицы:

Министерство образования

Территориаль-

ные коллективы

Предприятия

Население

Начальная школа

22,1

50,8

-

17,2

Средняя школа

55,1

34,5

20,2

40,7

Высшая школа

13,4

0,7

13,7

22,3

Содержание аппарата

7,6

6,3

-

6

Прочие расходы

1,8

7,7

66,1

13,8

Всего

100

100

100

100

Как видно из таблицы, приоритет отдается начальному и среднему образованию, что связано, в первую очередь, с численностью учащихся этих ступеней образования (в 2002/03 уч. гг. – соответственно, 43,7 % и 37,4 % всех учащихся). Высшая школа, где находится 14,7 % всех учащихся, находится несколько «в тени» субъектов финансирования. Впрочем, имеющиеся источники не позволяют со всей уверенностью говорить о приоритетах государственной и региональной политики в области финансирования учебных заведений.

Можно ожидать, что децентрализационная реформа 2003-04 гг. несколько изменит представленные соотношения, и часть высвободившихся в результате перераспределения полномочий средств будет перенаправлено из средней школы в высшую. При этом стоит отметить относительную дороговизну содержания административного аппарата системы образования. Расходы на него составили в 2003 г. 6 782 млн. евро, что сопоставимо с общим объемом расходов Министерства образования на университеты (7 549 млрд. евро). Вообще, содержание государства обходится французскому обществу достаточно дорого: в среднем, на него тратится 13 662 евро в расчете на одного жителя.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства
Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства, таким образом, можно первоначально представить свойством диалогичности. Диалогичность - качество среды, характеризующееся взаимодействием всех субъектов образовательного процесса. Школа, являющаяся субъектом ...

Исходные положения, допущения и расчетные формулы методики изучения временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися
1. Расчет производился в соответствии с методическими рекомендациями по предупреждению учебной перегрузки учащихся (Бабанский Ю.К. "Оптимизация учебно-воспитательного процесса"): не давать домашних заданий на понедельник; не давать домашних заданий по рисованию, пению, труду и физкультуре ...

Историко-педагогические предпосылки становления тестового контроля в педагогической практике
История возникновения и использования диагностического метода, (diagnostikos – гр. – способный распознавать уходит в глубь веков. Имеются сведения, что уже с III тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай) использовались системы конкурсных испытаний интеллектуальн ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru