BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Финансирование системы образования в целом

Финансирование системы образования в целом

Страница 1

В развитых странах мира финансирование системы образования традиционно являются важнейшим вопросом государственной политики. Расходы на сферу образования составляют приоритетную статью расходов национальных бюджетов, а экономика образования представляет важнейший сектор национальной экономики. И это немудрено: система образования является главным поставщиком человеческого капитала, который составляет основу национального богатства современных обществ. О последнем говорят оценки крупных международных организаций. Так, по оценкам Всемирного банка, сделанным еще в 1994 г., около 75% национального богатства ведущих стран западного мира составляет человеческий капитал, тогда как физический – 19% в США и 23% в Западной Европе, природный – соответственно, 5 и 2%. В данной связи Франция, где доля частных источников финансирования системы образования в сравнении со многими развитыми странами невелика и основная нагрузка ложится на плечи государства, представляет особый интерес.

Франция является одним из европейских лидеров по показателю «расходы на образование к ВВП», при этом по объему ВВП она уступает в Европе только Германии. Доля этих расходов в конце XX в. – начале XXI в. претерпевала некоторые изменения: если в 1990 г. она составила 6,6%, то в 1994 г. она возросла до 7,6 % после чего рост остановился. В 1998 г. доля расходов равнялась 7,5%, а в 2002 г. – 7,2%. Нужно сказать, что рост, наблюдавшийся в начале 1990-х годов был во многом связан с общим замедлением темпов роста ВВП Франции (в 1993 г. имело место сокращение ВВП по отношению в предыдущему году), тогда как доля расходов на образование начиная с 1985 г. стремительно возрастала в силу увеличения числа учащихся, повышения роли территориальных коллективов в финансировании образования, а также проводимой государством политики ревалоризации преподавательской карьеры, подразумевавшей значительное увеличение зарплат преподавателей. Последовавшая за этим стагнация и некоторое сокращение доли расходов были вызваны возросшими темпами роста национальной экономики и, напротив, стабилизацией числа учащихся. Однако в глобальной ретроспективе, расходы на образование росли опережающими темпами по отношению к экономике Франции в целом (205 % и 185 % соответственно за период 1974 – 2002 гг.). Если касаться международных сравнений, то доля расходов на образование в ВВП Франции в 2001 г. превышала средний показатель стран-участниц ОЭСР (6,0 % против 5,6 %), но значительно уступала США (7,3%) и Корее (8,2%).

В количественных показателях расходы на образование выросли за период 1990 – 2002 гг. на 39 % и составили 115,5 млрд. евро (в ценах 2004 г.). При этом рост денежных расходов сопровождался сокращением числа учащихся в начальной и средней школе (- 4,4%) и ростом числа студентов (28,6%) и персонала (12,2 %). В этом смысле более показательными являются средние расходы на одного учащегося. Так, по этому показателю за период 1990–2002 гг. расходы выросли приблизительно на 37 % и составили 6 620 евро (в ценах 2003 г.). Однако в зависимости от образовательной ступени и типа учебного заведения эта цифра существенно разнится, о чем речь пойдет более подробно в следующем параграфе. По величине средних расходов на одного учащегося Франция (6 643$ в 2001 г.) существенно уступает США (10 675$), ряду стран Центральной и Северной Европы (н-р, Швейцарии (9 301$), Норвегии (8 873$), Дании (8 124$)) и, что интересно, Италии (7 607$). В то же время, она находится приблизительно на одном уровне с Японией (6 717$), Германией (6 450$) и странами Бенилюкса (~6 600$), оставляя позади Великобританию (6 082$) и Испанию (5 129$).

Также интерес представляют теоретические расчеты затрат, производимых образовательной системой на обучение одного человека. Так, по расчетам экспертов Министерства образования, в 2002 г. на 14-летнее обучение обладателя сертификата общего профессионального образования (BEP) тратилось 83 090 евро, на выпускника профессионального лицея (16 лет) – 102 810 евро. Несколько дешевле обходилось обучение бакалавров общего и технологического лицея (15 лет) – 90 550 евро. Таким образом, реформа профессионального образования, подразумевающая сокращение сроков подготовки профессиональных бакалавров с 4-х лет до 3-х, преследует не только цель повышения престижа среднего профессионального образования, унификации лицея, придания стройности профессиональному образованию, но и сокращение избыточных расходов. Что касается высшего образования, то там можно сделать не менее интересные наблюдения. 17-летняя подготовка технического специалиста высшей квалификации (BTS) оказывается более дорогой, нежели 18-летняя подготовка лиценциата (112 290 и 111 100 евро соответственно). Если взять годовые расходы, то разница окажется еще более внушительной – 10 870 евро против 6 850. Однако стоит принять во внимание, что эти цифры не учитывают особенностей подготовки специалистов разных направлений. Скажем, подготовка гуманитариев или юристов в университетах не требует крупных вложений, в то время как обучение технических специалистов вызывает необходимость содержать лаборатории, приобретать дорогостоящее оборудование и т.д.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Экономические аспекты создания и использования ЭУМК
Существуют три основных подхода к созданию электронных образовательных ресурсов, назовем их условно медийный, игровой и издательский. Медийный подход предполагает организацию работ по созданию ресурса по типу производства медийной продукции: кинофильмов и телепрограмм. Главным лицом в таком процесс ...

Способы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье
Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся к многочисленным сменяющим друг друга событиям в такой небольшой временной промежуток и в таком небольшом жизненном пространстве. По определению В.В. Столина, семья - это "открытая система, подверженная внешним и внутренним воздейств ...

Приёмы работы с пословицами на уроках чтения
Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять; представляет маленькую умственную задачу совершенно по детским силам. К.Д. Ушинский пословица литературный чтение поговорка Выдающийся педагог К.Д. Ушинский п ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru