Вынимая из коробки по очереди каждую игрушку, воспитатель показывает ее детям и ставит на столик. Малыши называют предметы и рассматривают со всех сторон. На столе выстраивается весь комплект игрушек. После этого воспитатель на глазах у детей выкладывает один за другим все предметы в муфточку, а вызванный им ребенок проделывает то же самое с другим комплектом игрушек и другой муфточкой. «Спрятались от нас игрушки, – говорит педагог. – Ничего, сейчас мы их будем искать и опять вернем». Он подзывает к себе двух детей, освобождает место на столе и усаживает их друг напротив друга так, чтобы их действия были всем видны. Каждый малыш получает муфточку с игрушками. «Сейчас мы решим, кто первый будет искать игрушку» – говорит воспитатель и использует простую считалочку: Фасадные панели под камень декоративный камень фасадный.
Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три,
Первый – ты.
Обращаясь к первому ребенку, воспитатель предлагает ему выбрать в муфточке то, что ему понравится. (При этом напоминает прием обследования предмета обеими руками, поворачивая его и ощупывая с разных сторон.) «Выбрал? – спрашивает он. – Тогда назови, что нашел, и спроси, есть ли такая же игрушка у Пети (имя другого ребенка)». Педагог объясняет, что нужно сказать следующие слова: «У меня есть шарик (лимон, яйцо и пр.). А у тебя есть или нет?» – и поставить названный предмет на стол. Другой партнер должен найти в своей муфточке такой же предмет и ответить: «И у меня есть шарик», потом вынуть его из муфточки и положить рядом для сравнения. Все сравнивают игрушки и оценивают правильность решения задачи. Если задача решена верно и предметы совпадают по форме, дети хлопают в ладоши.
Игра продолжается, только теперь выбирает игрушку второй ребенок, а первый находит такую же в своей муфточке, и опять обе игрушки становятся рядом. Оценив правильность решения задачи, воспитатель выбирает двух новых детей, и игра продолжается. Так по очереди все дети выбирают и находят игрушки, обследуя на ощупь и узнавая предметы по форме.
По окончании игры материал укладывается в коробку.
Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данном периоде приобретает развитие таких личностных характеристик как воля. Таким образом, подводя итог своей работе, я пришла к следующим выводам.
1. Волевое поведение детей дошкольного возраста характеризуется наличием такой личностной характеристики как «воля», которая в данном возрасте еще либо не наблюдается, либо выражена очень слабо. Педагогам – дошкольникам вероятнее всего в практической деятельности будет удобнее использовать понятие «произвольность». Произвольное же поведение, предполагающее воздействие извне при умелом педагогическом руководстве и поддержке разовьется в новое качество, которое мы сможем назвать волевым.
2. Развитее волевого поведения дошкольника будет происходить успешно при правильном выборе метода. Выбор же зависит от множества факторов: психофизиологического состояния ребенка, педагогической ситуации, мастерства педагога, уровня его подготовленности и т.д.
3. Поскольку дана проблема недостаточно рассматривается в методической и диагностической литературе, а актуальность ее очевидна, оптимизм педагогов, их мастерство, творческие способности позволят достигнуть желаемый результат.
4. Однако даже при столь благоприятной обстановке в системе дошкольного образования, в школе есть множество минусов, которые сводят на нет уже в первый год обучения благоприятные результаты, достигнутые правильным дошкольным образованием. Хочется надеяться, что данная тенденция будет ликвидирована и качество школьного образования не только будет продолжением адекватного дошкольного развития, но и будет стимулировать ребенка к дальнейшему успешному личностному развитию.
Материалы по педагогике:
Общие вопросы методики обучения решению задач
Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбрать, а затем и выполнить арифметические действия. В начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и иско ...
Подходы к формированию произносительных навыков
В обучении произношению прослеживаются три подхода, каждый из которых объединяет некоторое число методов, разработанных на основе одних и тех же теоретических посылок. Артикуляционный подход Наиболее видными представителями этого подхода являются И.А. Грузинская, К.М. Колосов, О.А. Норк, А.Н. Рапан ...
Анализ эффективности использования электронных форм обучения
Изменение форм учебной и педагогической деятельности обусловлено применением мультимедиа средств и приводит к перераспределению нагрузки преподавателей и студентов. Использование мультимедиа в учебном процессе позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов, активизировать ...