BriefEducation
Образование: теория и практика » Роль музейной педагогики в возрождении русской народной культуры в школьных музеях г. Кемерово » Экскурсия как форма приобщения учащихся к русской культуре

Экскурсия как форма приобщения учащихся к русской культуре

Школьный музей не относится к той категории мест, посещение которого обязательно для человека. Следовательно, задача музея – привлечь внимание учащихся, заинтересовать их. Что требует разработки постоянно новых экскурсий, специфических форм работы с аудиторией . Экскурсии должны быть яркими, интересными, должны побуждать учащихся к посещению музея.

Как правило, экскурсии в школьных музеях русской культуры очень разнообразны: проводятся как обзорные (по всему музею), так и тематические, повествующие о отдельных экспозициях: русская национальная одежда, кухонная утварь, промысловое и охотничье снаряжение и т.д.

Во многих школьных музеях (школа №48, 55, 37…) существует четкое деление экскурсий по возрастным категориям: для 1-5, 6-8 и 9-11 классов. Некоторые школьные музеи готовят специальные экскурсии и для детей дошкольного возраста. Такие экскурсии проводятся, чаще всего, в виде театрализованного представления по мотивам русских народных сказок. Готовится экскурсия несколько месяцев: подбираются костюмы, пишется сценарий, разучиваются слова. Во время экскурсии посетителям разрешается трогать различные предметы: можно попробовать прясть на старинной прялке, полежать на полатях и т.д. Ведущие не пересказывают содержание сказок, они знакомят детей с тем, как жили раньше, со старинными обычаями. Проведение экскурсии сопровождается подвижными играми, всевозможными конкурсами и викторинами, такими как: разгадывание тематического кроссворда, исполнение отрывков русских народных песен, обыгрывание сюжета сказки вместе с ведущими (исполнителями главных ролей) и т.д. Окончанием экскурсии является обсуждение с детьми основных вопросов, связанных с проблемами противостояния добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства. Такая экскурсия является для детей «мини праздником», она способствует приобщению детей к культурным традициям, развивает эмоционально-познавательную сферу, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу и чувство коллективизма. Как правило, после неё организовывается совместное чаепитие, что ещё больше сближает её участников.

Особенностью школьных музеев является то, что в них экскурсионной деятельностью занимаются школьники (причём разных возрастов), а не музейные специалисты – экскурсоводы, как в традиционных. На базе музея проводятся специальные занятия для будущих экскурсоводов. Педагоги заинтересованы в преемственности детских музейных кадров, так как ведение экскурсии помогает в выработке таких качеств как коммуникабельность, мобильность, ответственность и др.

Такая работа, как ведение экскурсий является одной из самых интересных и привлекательных для учащихся, ребята занимаются ей с огромным удовольствием. Они сами подбирают материал, разрабатывают нужную тему, предлагают новые формы проведения экскурсии.

Часто экскурсии сопровождаются фильмами, просмотр которых осуществляется там же – в музее. Экскурсия помогает в изложении учебного материала, лучшем освещении тем уроков, закреплении полученных знаний. На экскурсиях дети знакомятся с традициями народной культуры, бытом русского народа.

Материалы по педагогике:

Протокол оценки посадки учащихся с подготовленными рекомендациями
Основным оборудованием классных комнат и учебных кабинетов являются парты, столы и стулья. Школьная мебель полностью соответствует росту и пропорциям тела школьника и обеспечивает правильную рабочую позу во время занятий. Расстановка столов трехрядная. Расстояние между партами соответствует нормам ...

Оценка деятельности преподавателей кафедры
Мною было в рамках дипломного проекта разработана методика по оценке качества деятельности преподавателей кафедры с использованием интеллектуальных компонентов. Изучив всевозможные методики и положения о рейтинговых системах качества работы преподавателей других вузов, обзор некоторых методик подро ...

Разработка диагностического комплекса по выявлению несформированных компонентов навыка чтения
Исходя из анализа литературы по теме исследования были выделены следующие компоненты необходимые для формирования полноценного навыка чтения у детей, а именно достаточный уровень развития: 1. Внимания (объем, устойчивость, поле зрения, концентрация, переключаемость, произвольность). 2. Восприятия ( ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru